К 10-летию Содружества официальный Ереван получил подарок в виде поддержки вашингтонского фонда "Наследие" и авторитетной газеты "Уолл-стрит джорнел". По результатам организованного ими исследования среди государств СНГ только Армения является страной с "главным образом свободной экономикой". При этом в списке из 156 государств Армения занимает вполне пристойное 45-е место, в то время как ее соседи по региону, Грузия и Азербайджан, находятся соответственно на 108-м и 118-м местах, ибо их экономики "главным образом несвободные". Американские эксперты считают, что торговый режим Армении является наиболее либеральным в СНГ и что здесь созданы хорошие условия для иностранных инвесторов, а контроль государства над банковской сферой минимален.
За 10 лет независимости страна действительно осуществила серьезные шаги по освобождению экономики. Это стало результатом не только политической воли, но и насущной необходимости. Блокированная республика, все эти годы несущая тяжелое бремя до сих пор не исчерпанного военного конфликта в Карабахе, последствий землетрясения 1988 г. и лишенная собственных энергоносителей, в ином случае просто не выжила бы. Еще в начале 90-х годов была приватизирована земля и приняты либеральные экономические законы. В результате возросла производительность сельского хозяйства, постепенно удалось наладить энергоснабжение населения и промышленности. Заметно окрепла национальная валюта .
Тем не менее ощутимых перемен в экономике в целом до сих пор нет. Очень высокой продолжает оставаться безработица, что провоцирует невиданные масштабы эмиграции. Авторы цитируемого исследования констатируют, что в Армении процветают коррупция и "черный рынок", обременительны административные требования к хозяйствующим субъектам. Все это привело к очевидному застою. Достаточно сказать, что национальный бюджет более чем на две трети формируется за счет внешних займов.
Политический процесс также развивался неоднозначно. В трудные годы войны в Карабахе стране удавалось избежать серьезных внутренних коллизий. Однако после выборов 1996 г., результаты которых оппозиция пыталась изменить силой, в стране гипертрофированную роль приобрели силовые структуры. В этих условиях вынужденная отставка президента Тер-Петросяна спровоцировала ожесточенную борьбу за власть, и о развитии демократии говорить уже не приходилось. Армения прошла через расстрел в парламенте осенью 1998 г., долгий период нестабильности, негативно сказавшийся на имидже страны. А на международной арене Ереван все чаще сталкивается с тем, что принцип территориальной целостности доминирует над принципом права на самоопределение. Это осложняет решение карабахского вопроса. Между тем продолжение конфликта и блокады не позволяет надеяться на перемены в социально-экономической области, прогресс в строительстве гражданского общества, преодоление возрастающей маргинализации всех сфер жизни. Правда, Ереван не прочь восстановить торговлю с восточным и западным соседом в качестве первого шага на пути к политическому компромиссу в карабахском вопросе, но Баку и Анкара отвергают такой вариант.
Самый продолжительный из постсоветских конфликтов оказал очень ощутимое влияние и на политическое и экономическое развитие Азербайджана. За десять лет независимости страна пережила несколько чувствительных военных поражений и, как их следствие, четыре государственных переворота. В конечном итоге в 1994 г. к власти вернулся многоопытный Гейдар Алиев, сумевший за короткое время стабилизировать внутриполитическую жизнь. В то же время надежды на то, что бывший партийный босс и чекист, инициировавший вступление своей страны в СНГ, станет в отличие от его предшественника националиста Абульфаза Эльчибея проводить пророссийскую политику, не оправдались. Азербайджан продолжил дрейф в сторону Турции и НАТО. Между тем обещания превратить страну во "второй Кувейт" и одновременно быстро и безболезненно "вернуть Карабах" повисли в воздухе. Авторитет Алиева заметно пошатнулся, активизировалась оппозиция, и президент вновь обратил свой взор на Север, кажется, небезрезультатно. Во всяком случае, после отставки Бориса Ельцина Москва в очередной раз сочла целесообразным демонстрировать заинтересованность в дружбе с Баку. Это явно укрепило позиции действующей власти, поскольку появилась надежда разыграть "российский фактор" в противостоянии с Арменией.
Но говорить о серьезной стабильности в жизни страны по-прежнему не приходится. Споры с Ираном и Туркменией по вопросу о принадлежности ряда нефтеносных участков каспийского шельфа не только обострили межгосударственные отношения, но и едва не вылились в вооруженные конфликты. В новое столетие Азербайджан вошел в состоянии противостояния почти со всеми своими соседями. Это отнюдь не способствует реализации амбициозных международных транспортно-энергетических проектов. Баснословные размеры приняли коррупция и безработица, около двух миллионов граждан выехали на заработки в другие страны. Не решен вопрос о преемственности власти. Существуют опасения, что из-за этого обстоятельства Азербайджан, где демократические институты очень слабы, вновь может оказаться в состоянии перманентной нестабильности.
Понятно, что в этих условиях надежды на прочный мир и процветание на Южном Кавказе осуществятся не скоро.