-Как вы оцениваете итоги десятилетнего существования Содружества? Чего больше в этих итогах - минусов или плюсов?
- В вашем вопросе содержится и ответ. Ибо то, что СНГ существует целых десять лет, говорит о том, что это межгосударственное объединение независимых государств состоялось и является объективной реальностью, с которой необходимо считаться при принятии экономических, политических и других решений. Главным и общепризнанным положительным итогом образования и функционирования Содружества является обеспечение цивилизованной формы перехода от тоталитарной системы управления к более свободной рыночной экономике, обретение государственной независимости республиками бывшего Союза.
За прошедший период новые независимые государства получили международное признание. Сейчас уже все поняли, что интегрироваться в мировую экономику с ее тенденциями к глобализации в одиночку сложно, а иногда и опасно.
Анализ опыта прошедшего десятилетия убеждает нас в том, что Содружество сегодня - это оптимальная форма развития многостороннего сотрудничества в интересах всех стран, которые оно объединяет. Углубление партнерства соответствует общемировым тенденциям и отвечает интересам государств-участников.
Сегодня Содружество Независимых Государств - это 12 стран с численностью населения 283 млн человек, и наша общая цель - сформировать такие отношения на постсоветском пространстве, которые учитывали бы интересы всех и каждого в отдельности. Нам удалось в основном сохранить сложившиеся связи между народами, в определенной степени смягчить социальные и экономические последствия распада единого государства, обеспечить условия для равноправного диалога и сотрудничества.
В настоящее время наступил новый этап в жизни СНГ. Разработана Программа действий по развитию СНГ до 2005 г. Она определяет цели, основные задачи и сферы сотрудничества в экономической, политической, миротворческой деятельности, в борьбе с преступностью, терроризмом, в области военного сотрудничества и охраны границ и т.д. Большая работа проводится по реализации Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и Протокола к нему от 2 апреля 1999 г. Это уже приносит первые результаты, товарооборот между государствами СНГ начинает возрастать.
В области политического сотрудничества предусмотрена реализация мер доверия во взаимоотношениях между государствами СНГ, сближение позиций в вопросах внешней политики.
В области гуманитарного сотрудничества намечены меры в развитии здравоохранения, социального обеспечения, образования, взаимного признания и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях.
В рамках СНГ продолжает формироваться правовое поле интеграции. В настоящее время отработана технология межгосударственного взаимодействия при постановке и решении крупных хозяйственных проблем. Согласуется тарифная, кредитная, социальная политика. Все это на практике, хотя и медленно, приводит к определенным положительным результатам. За 10 лет создан базис рыночного хозяйства в странах СНГ, удалось достичь определенной финансовой стабилизации.
За последние три года по всем странам СНГ отмечен прирост ВВП, активизация инвестиций в экономику, повышение реальных доходов населения.
Оценивая путь, пройденный странами СНГ за эти годы, следует подчеркнуть главное: созданы необходимые предпосылки для ускорения экономической интеграции, превращения Содружества в жизнедеятельное, экономически целостное объединение. Плюсов в нашем балансе, несомненно, больше. Однако еще предстоит провести большую работу по устранению неизжитых негативных моментов в организации взаимного сотрудничества.
- Сделает ли Содружество в ближайшее время качественный скачок вперед, ради общей стабильности консолидируя усилия "новых государств" вокруг России? Или такой сценарий исключен в связи с изменениями геополитической ситуации после 11 сентября и вовлечением стран СНГ в антитеррористическую операцию?
- Такие термины, как "скачок", "рывок", предполагают немедленное достижение результатов. В нашей же ситуации уверенность в благоприятных перспективах строится на фундаменте взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества во всем комплексе взаимодействий в рамках СНГ, на потенциально обширном рынке СНГ, установившихся за десятилетия технических и потребительских стандартах, сложившейся технической инфраструктуре, а также схожести реформаторских задач. Это позволяет не только сохранить традиционные экономически обоснованные производственные взаимоотношения, но и продуктивно развивать их на качественно новой основе.
Кроме того, интерес к сохранению и углублению хозяйственных связей на всех уровнях обусловлен также жесткой конкуренцией на мировом рынке, которая диктует необходимость эффективной защиты национального товаропроизводителя. Одно лишь расширение географии внешних связей государств - участников Содружества само по себе едва ли обеспечит им достойное место в международном разделении труда.
Мы исходим из понимания того, что, как показывает мировой опыт, региональная интеграция способна стать действенным ответом на вызовы глобализации. Ее потенциал государства СНГ могут полнее и эффективнее использовать при условии совместной адаптации к геополитическим и геоэкономическим реалиям, скоординированного участия в решении общемировых экономических проблем. Следовательно, дальнейшее движение государств - участников Содружества по пути углубления интеграционных связей, консолидации усилий в этом направлении предопределена объективными причинами, и нам не нужны жертвы "ради общей стабильности", поскольку именно обеспечение стабильности на пространстве СНГ - одна из главных его целей.Поэтому мы не стремимся к сиюминутным результатам.
Что же касается влияния событий 11 сентября и вовлечения стран СНГ в антитеррористическую операцию, могу сказать, что в силу своего геополитического положения государства - участники СНГ в условиях современной международной ситуации оказались на переднем крае борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, наркомафией, бросившими вызов всему мировому сообществу. Это ставит Содружество перед императивом объединения усилий в противодействии общим вызовам безопасности, подчеркивает необходимость налаживания эффективной внешнеполитической координации. Содружество подтверждает готовность своих стран активно участвовать в усилиях мирового сообщества по формированию глобальной системы безопасности, способной противостоять новым угрозам и вызовам.
- Как вы оцениваете степень военного сотрудничества стран Содружества? Не угрожает ли ему реально "оккупирование" военных баз в Центральной Азии со стороны США или стран НАТО?
- Проблема военного сотрудничества стран СНГ возникла одновременно с распадом СССР. В сжатые сроки удалось решить основные вопросы по переходу от Вооруженных сил СССР к национальным Вооруженным силам, в том числе по опознаванию воздушных, надводных и наземных объектов.
Основой военно-политического сотрудничества стал Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., в котором в настоящее время участвуют шесть государств. В этих рамках неоднократно проводились совместные командно-штабные учения в 1999-2001 гг. В 1995 г. была создана объединенная система ПВО. В сентябре 1998 г. проведены совместные тактические учения войск ПВО. Подобные учения стали ежегодными, в них участвуют части Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Украины. Идет совместное боевое дежурство в системе ПВО ряда стран СНГ. Таким образом, военное сотрудничество стран СНГ осуществляется в довольно тесном взаимодействии. Думается, что в условиях современной обстановки оно будет укрепляться.
Что касается "оккупирования" военных баз на территории стран СНГ, то само это определение говорит за себя. Никто не может оккупировать что-то на территории суверенных государств. Какие-то объекты могут предоставляться на сугубо добровольных началах. В противном случае это будет означать нарушение суверенитета со всеми вытекающими последствиями.
- Что потеряло и что выиграло Содружество в результате участия в "чужой" войне - акции возмездия США против Афганистана? Не растеряло ли СНГ, включая Россию, своих союзников в мусульманских странах мира?
- Государства Содружества всегда заявляли о своей готовности и необходимости бороться с любыми проявлениями терроризма. В первую очередь от таких актов страдают наши государства, где за 10 лет совершено около 30 крупных террористических акций, которые привели к ранениям или гибели около 2,5 тысяч человек. Совет глав государств принял Программу по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г., а также создал Антитеррористический центр.
Поэтому говорить о "чужой" войне, наверное, не совсем правильно. И о каких союзниках идет речь? О тех, кто поддерживает терроризм?
- Могут ли "непризнанные республики" на постсоветском пространстве (Приднестровье, Карабах, Абхазия, Южная Осетия) участвовать в политических, экономических и культурных процессах в рамках СНГ? Ведь десятилетие изоляции "непризнанных" никак не способствовало стабильности.
- Во-первых, почему вы считаете, что все стоят в стороне? Уже одно то, что эти конфликты удалось перенести в область политического, а не военного решения, говорит об обратном.
Во-вторых, никто в рамках СНГ не говорил и не говорит о пересмотре "политической карты" и пересмотре границ. Все спорные вопросы должны решаться на основе переговоров и договоренностей. Всегда, в том числе и на сегодняшнем саммите, рассматриваются вопросы о пребывании миротворческих сил СНГ на территории государств-участников. Из Таджикистана их вывели. Будет решаться вопрос о пребывании сил в Грузии - Абхазии.
Ведущая роль в миротворчестве на пространстве СНГ принадлежит России, она несет основное бремя операций по поддержанию мира. 10-летний период наглядно показал, что Россия, выступая непредвзято, с объективных позиций, эффективно способствует урегулированию конфликтов. К тому же Коллективные силы по поддержанию мира из числа заинтересованных государств в настоящее время представлены лишь Российской Федерацией.
***
Истекшие десять лет стали временем выработки благоприятных условий для становления новых независимых государств. Последующие годы должны стать началом реальных социально-экономических достижений. И ключ к этому лежит в сфере экономики.
Усложнение военно-политической обстановки в результате резко возросшей угрозы международного терроризма и новых вооруженных конфликтов в мире, все более широкие масштабы распространения наркотической агрессии ставят государства СНГ перед императивом налаживания более активного взаимодействия в деле эффективного обеспечения национальной и коллективной безопасности, усиления координации деятельности на международной арене. В рамках развития взаимовыгодного и разнопланового взаимодействия СНГ способно стать одним из международных центров устойчивого политического, экономического, социального и научно-технического развития. Мы только в начале этого пути.