Хотя нынешний саммит СНГ посвящен 10-летию создания Содружества, ясно, что настрой некоторых президентов нельзя назвать слишком праздничным. Так, лидер Белоруссии Александр Лукашенко, первым прибывший в Москву, намеревался на правах "главного интегратора" жестко поставить вопрос о том, что пора-де ликвидировать то неравенство условий хозяйствования предприятий в рамках Союзного государства, которое, по мнению Минска, является серьезным препятствием для развития белорусского экспорта. Кроме того, Лукашенко явно недоволен деятельностью исполнительных органов Союза, о чем он собирался побеседовать не только с Владимиром Путиным, но и с Михаилом Касьяновым. Впрочем, российские руководители, в свою очередь, вряд ли станут скрывать недовольство тем обстоятельством, что Белоруссия задолжала практически всем интеграционным структурам СНГ. Кстати, за неуплату взносов Минск уже был раскритикован в ходе недавнего заседания МПА. При этом белорусские власти считают, что задолжали они немного, если, конечно, мыслить "в масштабах страны": всего 100 тыс. долл. Думается, что спор Москвы и Минска вокруг финансово-экономических вопросов на самом деле имеет достаточно глубокую подоплеку. Принципы хозяйствования в двух частях Союзного государства чем дальше, тем больше рознятся. Поэтому проблема экономической интеграции уже не зависит от одной только политической воли: процесс тормозят объективные обстоятельства.
Если Лукашенко на правах равноправного союзника России, возможно, лелеет надежду, что на его контакты с Кремлем не должны влиять различные меркантильные расчеты, то президент Молдавии Владимир Воронин ставит экономические проблемы во главу отношений с Москвой, причем - не без пользы для Кишинева. Когда пару недель назад Воронин уже в четвертый раз за время своего еще недолгого президентства ехал в российскую столицу для подписания базового Договора о дружбе и сотрудничестве, говорилось, что одновременно будет утвержден окончательный вариант передачи российской стороне акций молдавских предприятий в счет погашения долга за газ. Такой договоренности Москва и Кишинев достигли еще в начале октября во время поездки в Молдавию премьер-министра РФ, тогда же молдавская сторона предложила России список из 19 предприятий. Минсельхоз России предложил два варианта решения проблемы. Первый предусматривает оценку российскими экспертами молдавских предприятий, после чего они перейдут в собственность правительства России, а Молдавии будет списан долг на сумму оценки. В соответствии со вторым вариантом на базе молдавских заводов будут созданы совместные предприятия, в которых российской стороне будет принадлежать 51% акций, молдавской - 49%. При этом Кишинев должен гарантировать получение акционерами прибыли. Но за несколько дней до начала саммита Воронин вдруг заявил, что Молдавия не собирается рассчитываться с Россией акциями своих предприятий. И, как водится, "списал" всю вину на журналистов, которые, якобы, все перепутали. Воронин напрямую заявил, что долги "надо замораживать", затем наладить работу предприятия и уж потом платить по счетам.
Еще большее недопонимание складывается между Москвой и Тбилиси. Эдуард Шеварднадзе, обычно до последнего момента не раскрывающий своих планов относительно участия в саммитах СНГ, на сей раз заранее предупредил, что в Москву он приедет. Как уже сообщала "НГ" (от 28.11.2001), это было связано с возрождением надежд на то, что Россия поможет Грузии "решить абхазскую проблему". Однако в преддверии встречи президентов СНГ произошел очередной громкий инцидент. Тбилиси обвинил Москву в бомбардировке территории Грузии, а Россия это категорически опровергла. Шеварднадзе поспешил заявить, что поставит этот вопрос на саммите. Что, понятно, вряд ли будет способствовать углублению двустороннего взаимопонимания.
В отличие от Шеварднадзе туркменский лидер Сапармурат Ниязов не часто радует своим присутствием участников Совета глав государств. Однако на сей раз и он заранее оповестил о своей готовности приехать в Москву. Что, впрочем, неудивительно: международная обстановка вокруг Туркмении в связи с проведением антитеррористической операции в Афганистане приобретает весьма неоднозначный характер. Не исключено, что Туркменбаши хотел бы прозондировать в Кремле возможности предоставления дополнительной российской помощи для укрепления безопасности своей страны.
Своего рода сенсацией можно считать тот факт, что впервые российская дипломатия устами своих неназванных представителей заявила о скептическом отношении Москвы к деятельности и перспективам ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия) - единственной на постсоветском пространстве организации, в которую не входит Россия. Как сообщает Интерфакс, в МИД РФ считают, что "жизнь показала, что за пять лет эта организация не продвинулась в экономических вопросах ни на один шаг". Москву "тревожит возможность развития военной составляющей этой организации с привлечением западных партнеров". "Это разрушило бы СНГ", - отметили во внешнеполитическом ведомстве России.