В пятницу в Москве юбилей СНГ вместе со своими коллегами будет отмечать и грузинский президент. Ничего удивительного в этом нет: в отличие от Туркменбаши Эдуард Шеварднадзе, хоть время от времени и грозился проигнорировать тот или иной саммит, почти всегда на заседания являлся. Исключением стала августовская встреча "без галстуков", когда грузинский лидер дал понять, что ему не к лицу прохлаждаться на сочинских пляжах, в то время как его страна находится "на переломном этапе развития".
Тогда Шеварднадзе удержали в Тбилиси дела, связанные с расследованием убийства журналиста Саная и ситуацией в Панкисском ущелье. Поэтому коллеги по СНГ не склонны были расценивать его Шеварднадзе как демарш по отношению к конфедерации. Объективная возможность усомниться в искренности грузинского президента появилась лишь с началом государственного кризиса, приведшего к смене правительства и руководства парламента. Накануне этих отставок глава государства не исключил, что в повестку дня могут стать вопросы пребывания в Абхазии российских миротворческих сил (МС) и нахождения самой Грузии в составе СНГ.
Членство в Содружестве всегда увязывалось Грузией, кстати, последней вступившей в конфедерацию, с урегулированием грузино-абхазского конфликта. А коль скоро противостояние продолжается, и ни военное, ни политическое посредничество РФ позитивных для Тбилиси результатов не дало, то и надеяться на нее далее бессмысленно. Нельзя сказать, что за внутриполитическими коллизиями последнего месяца грузинские руководители забыли обиды на Москву, однако желание удержать или взять власть несколько ослабило их антироссийскую риторику. Более того, возглавившая после ухода Зураба Жвании парламент его единомышленница Нино Бурджанадзе, являющаяся, к слову сказать, вице-президентом Парламентской ассамблеи ОБСЕ, первый визит после избрания нанесла не в Европу, а в Санкт-Петербург, на заседание МПА СНГ. Она сказала, что вопрос о выводе российских МС из зоны конфликта будет обсуждаться на саммите СНГ, которому и принадлежит право окончательного вердикта. Если президенты договорятся об изменении мандата МС и их интернационализации за счет привлечения дополнительных сил СНГ, грузинский парламент подчинится этому решению. Со своей стороны, Шеварднадзе сказал, что сейчас проходят интенсивные консультации "со всеми заинтересованными сторонами, дружественными странами, международными организациями, странами СНГ, в том числе с Россией", на предмет интернационализации МС. При этом он заявил, что категорически не согласен с теми, кто настаивает на выходе Грузии из Содружества, ведь сотрудничество в его рамках еще не потеряло "смысла и перспективы". Вдохновленный то ли путинским заявлением о невмешательстве во внутренние дела Грузии, то ли надеждой на Аслана Абашидзе, назначенного личным представителем по урегулированию конфликта, Шеварднадзе заверил, что в ближайшее время ожидается серьезное продвижение в этом вопросе. Речь идет о согласовании документа, разрабатываемого экспертами ООН, о разграничении полномочий между Тбилиси и Сухуми, на который ранее Москва накладывала вето. Об этом грузинский президент и хочет поговорить с российским коллегой в пятницу. Последний, заметим, "внимательно наблюдал" за недавним государственным кризисом в Грузии, и поскольку Шеварднадзе остался у власти, выбора у Москвы не осталось - диалог нужно вести с ним.