Некогда председатель правительства России Виктор Черномырдин, председатель Государственной Думы Геннадий Селезнев и председатель Совета Федерации Егор Строев, летевшие по своим делам в другом от Белоруссии направлении, вдруг неожиданно изменили маршрут передвижения и приземлились в ночь с 21 на 22 ноября 1996 года в столице Белоруссии. Их якобы неожиданный визит был спланирован и вызван сложной общественно-политической ситуацией в братской стране. В это время Конституционный суд Белоруссии готовился рассмотреть дело "О нарушении президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко Конституции Республики Беларусь". В Верховном Совете группа депутатов включила в повестку дня вопрос об импичменте. Чтобы не доводить обстановку до кровопролития, "три богатыря" из России (так их называли в то время в народе) решили помочь и уговорили президента Александра Лукашенко, спикера Верховного Совета Семена Шарецкого и председателя Конституционного суда Валерия Тихиню подписать "Соглашение об общественно-политической ситуации и о конституционной реформе в Республике Беларусь".
Документ этот с оговорками и правками, недавно опубликованный на страницах негосударственной прессы, начинается так: "Мы, президент Республики Беларусь Лукашенко А.Г. и председатель Верховного Совета Республики Беларусь Шарецкий С.Г., исходя из интересов белорусского народа и в целях обеспечения в республике гражданского мира и стабильности согласились о нижеследующем <...>". Гарантом законности этого соглашения между Лукашенко и Шарецким выступил председатель Конституционного суда Тихиня. О чем договорилась тогда "троица" в условиях полной конфиденциальности? Вот как комментирует текст подписанного соглашения Михаил Пастухов, с апреля 1994 года по январь 1997 года работавший судьей Конституционного суда Белоруссии. "Пункт первый Соглашения гласил: "Президент Республики Беларусь отменяет свои указы от 5 ноября 1996 года # 455 и от 7 ноября 1996 года # 459". Первый указ устанавливал, что изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через обязательный референдум. По сути, подзаконный акт, каковым является указ президента, был издан в форме конституционного закона. Другим своим указом президент "отменил" заключение Конституционного суда от 4 ноября 1996 года, в соответствии с которым итоги голосования по вопросу о внесении поправок в Конституцию могли иметь лишь рекомендательный характер".
По мнению юриста, это - беспрецедентный факт в мировой юстиции. Ведь решение Конституционного суда обладает высшей юридической силой и никем не может быть отменено. Тем не менее в условиях белорусской действительности оно было отменено единоличным актом президента .
Кроме того, указ Александра Лукашенко установил, что "деятельность государственных органов <...> препятствующая проведению в Белоруссии республиканского референдума 24 ноября 1996 года, подлежит прекращению, а виновные в этом лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством". Другими словами, 7 ноября 1996 года Александр Лукашенко ввел в стране прямое президентское правление, захватив всю государственную власть и отменив действие Конституции. Пункт второй Соглашения предусматривал, рассказывает Михаил Пастухов, что Верховный Совет в лице его председателя обеспечивает отзыв из Конституционного суда предложения депутатов о даче заключения на предмет нарушения президентом республики Конституции. А Конституционный суд в ответ на такое обращение прекратит 22 ноября дело о нарушении президентом Белоруссии Конституции.
После проведения референдума предполагалось сформировать Конституционное собрание. Оно должно было в течение трех месяцев на основе текста изменений и дополнений Конституции, получивших большинство на республиканском референдуме, принять новую редакцию Конституции. Документ обязывал две стороны - президента Белоруссии и председателя Верховного Совета республики - не предпринимать никаких действий по досрочному прекращению полномочий соответственно - Верховного Совета и по смещению президента с должности. Было решено, что Соглашение вступит в силу со дня его подписания, то есть ночью 22 ноября.
Дальнейшие события показали, что гладко все было только на бумаге. Пропрезидентская фракция в Верховном Совете, руководимая другом главы государства Владимиром Коноплевым, фактически отказалась ратифицировать подписанный ранее документ и заблокировала принятие решения. Это дало повод Александру Лукашенко обвинить высший орган законодательной власти в срыве договоренностей. Белорусский лидер решил, что он больше не связан никакими обязательствами, и продолжил проводить свою политическую линию в канун референдума. Ну, а то, что случилось потом, помнят уже многие. Белорусскому народу была предложена для голосования новая Конституция. В последующем некоторые заложенные в ней нормы послужили основанием главе государства для роспуска Верховного Совета и прекращения деятельности первого состава Конституционного суда Белоруссии. Сейчас, по прошествии пяти лет, многие в Белоруссии склоняются к мысли, что "ночное соглашение" 22 ноября нужно было прежде всего Александру Лукашенко, который почувствовал, что власть от него может уйти. И удержать ее помогли высокопоставленные российские государственные мужи.
Минск