Вчера в Москве в Штабе по координации военного сотрудничества (ШКВС) государств - участников СНГ состоялось юбилейное, 40-е по счету заседание Совета министров обороны (СМО) стран Содружества. Обсуждались традиционные проблемы военного и военно-технического сотрудничества, планы совместных мероприятий в рамках Объединенной системы ПВО СНГ, оперативной и боевой подготовки ВС стран Содружества в 2002 г.
Собравшиеся отмечали, что саммит проходит в канун празднования 10-летия создания Содружества (21 декабря 1991 г.). Поэтому военные министры вспоминали прошедшее и подводили неформальные итоги совместной деятельности. Хотя итогов как таковых на поверку оказывается мало.
До 1999 г. основное военное сотрудничество в СНГ планировалось в рамках Договора о коллективной безопасности (ДКБ), куда входило девять стран. Сейчас в Договоре остались самые стойкие - Армения, Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. И им уже противостоит пронатовский альтернативный военно-политический блок ГУУАМ, в который входят Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия.
Военное сотрудничество в СНГ больше строилось и строится по интересам. Скажем, действия террористов на юге Содружества активизировали интеграционные процессы в некоторых государствах Центральной Азии. Под эгидой ДКБ Россия, Казахстан, Таджикистан и Киргизия образовали коллективные силы быстрого развертывания (КСБР). Создан антитеррористический центр СНГ. Но пока эти органы находятся только в стадии формирования, и эффективной отдачи от них не наблюдается. В совместной антитеррористической борьбе практически не задействован Узбекистан, который отказывается от участия в коллективной военной деятельности в рамках Содружества. А после подписания Соглашения о военно-техническом сотрудничестве с США и начала формирования на его территории военно-воздушной базы Пентагона официальный Ташкент уже отказывается от обмена информацией с российским ФСБ о деятельности террористов Исламского движения Узбекистана.
Пока со стороны первых руководителей стран СНГ нет официальных заявлений об их намерении вступить в НАТО и активно строить отношения с Западом. Однако факты говорят сами за себя. После вывода из Вазиани российской военной техники там теперь оборудует военный аэродром Турция. Она также намерена модернизировать под стандарты Североатлантического альянса военные аэродромы в Узбекистане, Таджикистане и Туркмении. Грузия, Узбекистан, Азербайджан и Украина крайне неохотно идут в последнее время на участие в военных маневрах, проходящих в рамках СНГ. Однако они постоянно и активно присутствуют на военных учениях, проводимых НАТО в рамках программы "Партнерство во имя мира".
Таким образом, 10-летний юбилей Содружества обнаруживает больше военные итоги не интеграции, а разобщения. В СНГ наблюдается сейчас стремительный процесс разделения сфер влияния между США, НАТО - с одной стороны, и Россией и ее союзниками (в первую очередь Белоруссией и Таджикистаном) - с другой. России становится все труднее отстаивать свои интересы в СНГ, особенно в Центральной Азии. Хотя Москва обеспечивает половину всех затрат, идущих на функционирование коллективных военных органов СНГ.