"Проблема веротерпимости является весьма актуальной для Центральной Азии", - заявил в беседе с корреспондентом "НГ" сотрудник специализирующегося на религиозной тематике Кестонского института (Великобритания) Феликс Корли. По мнению Корли, коренные жители достаточно терпимо относятся к христианам славянского происхождения, но нередко подвергают открытой травле своих соплеменников, принявших другую веру.
Корреспондент "НГ" проехал по тем регионам ЦА, где недавно произошли религиозные конфликты, и попытался обобщить собранную информацию. Около года назад члены протестантской церкви Ыйса (то есть Иса, Иисус. - И.Р.) попытались начать миссионерскую деятельность среди жителей киргизского села Чон-Таш, однако были жестоко избиты ими. Против хулиганов не было возбуждено уголовное дело, они безнаказанно продолжают травить членов протестантской общины села Чон-Таш: их родственников отказываются хоронить на местном кладбище, не приглашают на совместные мероприятия (для традиционного киргизского общества это очень большое оскорбление). Под давлением местных жителей одна из бывших членов протестантской общины на глазах пастора церкви Ыйса Сырги Сарукиевой разорвала Библию.
26 сентября с.г. церковь Ыйса предприняла попытку примирения и организовала собрание с жителями села. Оно превратилось в самосуд над протестантами. Присутствовавший на собрании заместитель муфтия Киргизии Ильяс Ажы заявил, что нужно издать закон, запрещающий киргизам принимать христианство, назвав присутствовавших на собрании протестантов псами. Совет старейшин принял решение о запрете христианства в селе Чон-Таш и предупредил протестантов, что если они не перестанут проповедовать, то им "не избежать народного гнева". Когда делегация протестантов уезжала из села, местные жители забросали ее камнями и яблоками.
"Я не стану отрицать то, что протестантов оскорбляли на собрании, и то, что Совет старейшин принял решение о недопустимости исповедовать христианство в селе Чон-Таш. Но протестанты должны понимать: Чон-Таш - чисто киргизское село, где практически все жители мусульмане. Проповедовать в таком месте христианство очень непросто. Мы не можем к каждому местному протестанту приставить по милиционеру. К тому же если мы начнем вынуждать местных жителей не мешать протестантам, то это может привести просто к бунту. Пусть протестанты переезжают в то село, где много русских, и тогда их проблемы исчезнут" , - заявил старший специалист таш-тюбинского сельсовета Мамакасым Омурзаков.
"Я прекрасно знаю о ситуации в Чон-Таше. Но вы должны понимать, что религиозный вопрос очень деликатный, поэтому мы пытаемся действовать осторожно. Надо сначала провести подготовительную работу среди жителей Чон-Таша, и тогда христиане смогут свободно исповедовать свои взгляды", - считает председатель Комиссии по религиозным делам Киргизии Омурзак Мамаюсупов.
Отметим, что это далеко не первый случай притеснений в Киргизии принявших христианство мусульман. В селе Мырзаке Ошской области по призыву местного муллы были избиты киргизы - члены христианской общины, им плевали в лица и требовали отречься от веры, после чего изгнали из села.
29 декабря 2000 г. жители узбекского села Курук-Куль, расположенного в Джалалабадской области на юге Киргизии, пытались судить по законам шариата своих односельчан, принявших христианство. Толпа из нескольких тысяч человек требовала казни для вероотступников. Лишь обманным путем приехавшей милиции удалось спасти христиан.
Исламское духовенство практически оправдывает гонения на мусульман, перешедших в христианство. Муфтий Джалалабадской области Дильмурат Ожы Орозов заявил, что жители села Курук-Куль перешли в христианство не по идейным соображениям, а соблазнившись деньгами.
Массированному прессингу подвергаются "предатели веры предков" и в Таджикистане. Так, власти Хатлонской области разослали в районы секретную инструкцию, предписывающую ограничивать распространение христианства в этом регионе. В письме, в частности, правоохранительным органам предписывается взять под строжайший надзор ежедневную деятельность христианских организаций. А мэр города Курган-Тюбе категорически отказывается регистрировать Церковь Евангельских Христиан, ссылаясь на то, что он совершил хадж и не собирается осквернять себя регистрацией христианской церкви.
Не секрет, что вероятность возникновения религиозных войн в Центральной Азии достаточно велика. Особую актуальность эта проблема приобрела после начала военной операции США в Афганистане. Нетерпимость к свободе выбора вероисповедания служит еще одним косвенным доказательством зыбкости мира в этом регионе.
Ош-Душанбе-Курган-Тюбе-Бишкек