- Анатолий Кириллович, вашего предшественника Виктора Ющенко называли проамериканским премьер-министром. Какие ориентиры у правительства, возглавляемого вами?
- Вы спрашиваете, какая внешняя политика у Украины: прозападная, проамериканская, пророссийская? Думаю, что любое правительство должно защищать и продвигать на внешних рынках интересы своей страны. Нынешнее правительство Украины проводит проукраинскую политику, политику в интересах собственного государства. В то же время, хочу подчеркнуть, мы открыты к сотрудничеству с нашими стратегическими партнерами.
- Тем не менее пятидесятимиллионная Украина не может быть нейтральной, не может не тяготеть к мировым политическим и экономическим силовым центрам.
- Я уверен, что нет альтернативы экономической и политической интеграции Украины в европейское и мировое сообщество. Главное, чтобы интеграция происходила на равноправных, взаимовыгодных условиях, отражала национальные интересы государства. Украина сегодня прилагает максимум усилий по интеграции в экономическую и политическую систему Европы. Мы позитивно относимся к расширению Европейского союза, приближение границ Европейского союза к границам Украины будет эффективно влиять на демократические и рыночные реформы в нашей стране. В то же время мы жестко придерживаемся принципа: расширение Европейского союза, расширение НАТО не должно происходить за счет интересов других стран, не должно создавать дополнительных препятствий для общения, передвижения людей, капиталов и услуг. Более того, расширение европейских структур не должно создавать препятствий для интеграции восточноевропейских стран - Украины, России, Белоруссии. Эти принципы для нас являются базовыми, и мы будем их жестко отстаивать во внешнеполитической деятельности Украины.
- Совсем недавно в одном из интервью вы заявили, что украинско-российские отношения вы оцениваете как хорошие. Произошла ли существенная подвижка в развитии межгосударственных отношений Украины и России после днепропетровских соглашений?
- Я рад подчеркнуть, что за последнее время в украинско-российских межгосударственных отношениях произошли существенные положительные изменения. Между нашими странами растет уровень доверия, в том числе политического. Большое значение имеют частые встречи президентов Украины и России, во время которых решаются важнейшие вопросы экономического сотрудничества наших стран.
Хочу подчеркнуть, что и в России, и на Украине нет сомнений ни во властных структурах, ни в обществе в том, что независимость наших стран - это историческая и политическая реальность. Именно поэтому нам необходимо идти навстречу друг другу, стремясь находить оптимальные решения для сотрудничества в экономической, политической и гуманитарной сферах.
Мы стратегические партнеры, нам нужны долгосрочные планы. В то же время нам нужно беречь то доверие, которое исторически сложилось между нашими странами и народами. Это тоже наше бесценное достояние, мощный фундамент, на котором можно строить экономическое и политическое сотрудничество.
Сегодня находит большое понимание тот факт, что невозможно решать нынешние украинско-российские проблемы экономического сотрудничества ситуационными и пожарными методами. Должна быть постоянная, долговременная и системная работа, в которой должны принимать участие все структуры власти, промышленники, предприниматели, общественные и политические деятели наших стран. Именно поэтому я крайне рад, что мы намерены реанимировать работу Смешанной украинско-российской комиссии по сотрудничеству, которую возглавляют премьер-министры наших стран. В начале декабря в Москве мы встретимся с Михаилом Касьяновым и обсудим самый широкий круг проблем нашего экономического сотрудничества.
Ведь последнее заседание было в 1999 году.
В декабре в Харькове состоится экономический форум представителей украинских и российских деловых кругов, в котором примут участие президенты Леонид Кучма и Владимир Путин. Это будет уникальная возможность для тех, кто работает в реальной экономике, для бизнесменов, банкиров, руководителей предприятий найти оптимальные механизмы для сотрудничества при поддержке президентов и с помощью правительств Украины и России. Думаю, что мы сможем прийти к оптимальному решению по совместным согласованным действиям в условиях той жесткой конкуренции, которая сегодня наблюдается на мировом рынке.
Судьбоносным для отношений наших стран является то, что мы сумели найти оптимальный вариант сотрудничества в энергетике, подписали соглашение по сотрудничеству в сфере природного газа. Как известно, 15 ноября Верховная Рада Украины ратифицировала эти документы. Как оказалось, работая профессионально, можно найти выход из любой сложной ситуации. Ведь проблема взаиморасчетов за российский газ очень негативно влияла на межгосударственные отношения наших стран.
- Как вы считаете, среди украинских политиков больше сторонников или противников интенсификации украинско-российских межгосударственных отношений?
- Жизнь доказывает необходимость экономического сотрудничества Украины и России. Все большее число политиков на Украине начинают понимать, что в рыночной экономике не бывает вакуума. И если Украина теряет свои экономические интересы, свое экономическое пространство в России, а Россия - на Украине, туда приходят другие страны. Количество тех политиков, которые сомневаются в том, что с Россией надо торговать, значительно меньше тех, которые выступают за расширение экономических связей с нашим северным соседом. При этом мы исходим из того, что речь идет о сотрудничестве независимых государств, на принципах прозрачной, демократической политики, законов рыночной экономики.
Я вижу, что происходят изменения и в умах украинских граждан. С одной стороны, мы должны сохранить и приумножить духовные и культурные ценности, которые объединяют наши народы, с другой - мы должны понимать, что в условиях рыночной экономики никто нам бесплатно не будет давать высоколиквидную продукцию. Рыночную экономику всегда сопровождает очень жесткая конкуренция, но она должна быть транспарентной, равноправной, взаимовыгодной.
- Анатолий Кириллович, есть ли у вас своя точка зрения на решение проблемы долгов, активов и пассивов СССР?
- Решение этой проблемы чрезвычайно политизировано и является, на мой взгляд, определенным негативным фактором, который снижает доверие между нашими государствами. Правовая незавершенность "нулевого варианта" дает возможность для политических спекуляций и в России, и на Украине.
В настоящее время по поручению двух президентов создана рабочая украинско-российская группа, которая готовит решение по этой проблеме, включая вопросы собственности СССР за рубежом. Я очень надеюсь, что эта работа будет последовательно продвигаться вперед и мы найдем оптимальное решение проблемы.
- В Москве утверждают, что Украина не готова соблюдать газовые соглашения с Россией, подписанные месяц назад вами и российским премьером Михаилом Касьяновым.
- Подписанные документы определяют очень жесткую ответственность сторон. В частности, в соответствии с соглашением мы должны оформить выпуск корпоративных облигаций компании "Нафтагаз Украины" в счет сверенной и подтвержденной задолженности Украины за российский газ. Этот долг составляет 1 миллиард 401 миллион долларов.
Состоявшиеся договоренности по долгам Украины за газ - это наглядный пример прагматического и конструктивного подхода, результат поиска обеими сторонами оптимального решения этой сложной проблемы. Безусловно, ряд других вопросов - гарантии транзита российского газа через территорию Украины, украинского природного газа, который мы закупаем в Средней Азии, согласованные действия на рынке природного газа - требуют пристального внимания со стороны наших правительств.
Украина будет очень четко согласовывать свои действия с РФ на рынке природного газа. Тот природный газ, который добывается на территории Украины за счет инвестиций в украинскую газодобывающую отрасль и является собственностью инвестора, без ограничений может продаваться в Европу. Что же касается газа, который может быть сохранен в результате реализации программы энергосбережения или дополнительных поставок на Украину, то его экспорт возможен лишь после того, как будет подписано соответствующее межправительственное украинско-российское соглашение. Главная цель - ни в коем случае не допустить разбалансирования рынка природного газа и нездоровой конкуренции. Мы понимаем, насколько велики интересы России на рынке природного газа в Европе. Ведь через территорию Украины осуществляется транзит российского газа в 15 европейских стран, и мы будем все свои действия согласовывать с правительством РФ. Мы понимаем, что это стратегические приоритеты России, проблемы ее национальной безопасности.
Выполнение газовых соглашений, которые ратифицированы украинским парламентом и стали теперь для нас законом, требуют ответственности обеих сторон, и прежде всего Украины. Я уверен, что украинское правительство выполнит все пункты этого важного документа.
- Всегда говорят о зависимости Украины от России, но никогда не упоминают о взаимозависимости экономик двух государств...
- Сегодня эта взаимозависимость особенно обострилась в связи с теми глубокими структурными преобразованиями, которые происходят в наших экономиках. Если мы начнем тратить огромные финансовые, материальные, интеллектуальные ресурсы для создания параллельных производств, которые уже давно на основе кооперации существуют и обеспечивают потребности народно-хозяйственных комплексов наших стран, нас не назовут умными и дальновидными политиками. В условиях глубокой приватизации, структурных реформ мы должны четко отслеживать, что нами уже сделано, и не изобретать велосипед. Я рад, что мы уже сотрудничаем во многих сферах. Наглядный пример - доходы от приватизации. В том числе и стратегических предприятий Украины - например, Николаевского глиноземного завода, Запорожского алюминиевого комбината.
Мы находимся на стадии создания мощных транснациональных компаний, и не только с участием Украины и России. Это сотрудничество в области космоса, металлургии, трубопрокатного производства. Есть много секторов мирового рынка, где Украина и Россия, которые обладают высочайшим научно-техническим потенциалом, могли бы успешно работать на рынке третьих стран и не создавали бы ненужную и искусственную конкуренцию между нашими предприятиями. Такое сотрудничество имеет перспективу и даст высокие экономические результаты.
- Анатолий Кириллович, какие принципиальные экономические проблемы решило правительство, возглавляемое вами?
- Экономика Украины за последние два с половиной года развивается достаточно динамично. Это результат работы всех властных структур во главе с президентом страны. За десять месяцев нынешнего года прирост промышленного производства составил 16,1%, ВВП - 9,1%, инфляция за октябрь составила 0,2%, за десять месяцев этого года - 3,9%. Это очень неплохие показатели.
Тем не менее остается очень много нерешенных проблем, связанных с низкой платежеспособностью внутреннего рынка, невысоким уровнем доходов населения, высокой сырьевой составляющей экономики и экспорта. У нас недостаточно благоприятный инвестиционный климат, несовершенно налоговое законодательство, новый Налоговый кодекс принят только в первом чтении. Все это заставляет нас напряженно работать над тем, чтобы высокие макроэкономические показатели перенести в плоскость качественных характеристик нашей экономики, которые определяются ее конкурентоспособностью и уровнем жизни людей. Сегодня перед нами стоит задача не только сформировать рыночную экономику, сделать работу предприятий эффективной, но и создать условия для функционирования гражданского общества, защитить права человека, права собственника, инвестора, свободу слова. Это взаимосвязанные задачи. Я запретил себе и членам правительства выступать с декларациями о росте пенсий и заработной платы без уточнения, как он влияет на реальное благосостояние рядового гражданина в условиях роста цен на потребительские товары. Наш успех предопределен тем, насколько наша работа пользуется доверием у простых людей.
- Можно ли называть экономику Украины кризисной лишь только потому, что она не достигла показателей 1990 года, то есть времени распада СССР?
- У нас нет права заниматься победными рапортами. Экономическая ситуация на Украине еще сложная, неустойчивая. Для того чтобы позитивное развитие имело необратимый характер, необходимо в первую очередь опираться на развитую инфраструктуру экономики, на оптимальную структуру ВВП, на платежеспособность внутреннего рынка и граждан. Это снизит зависимость Украины от внешнеэкономической конъюнктуры, от внешнеэкономических и политических колебаний. К сожалению, внешняя зависимость у нас еще очень высокая. Например, заколебались цены на нефть или ухудшается ситуация на внешнем металлургическом рынке - у нас сразу появляются проблемы. Ведь металлургический комплекс занимает у нас 23% ВВП и дает 47% валютных поступлений. Я не согласен с мнением экспертов, утверждающих, что экономика Украины находится в кризисе. Если у нас произойдет консолидация всех ветвей власти, появится шанс решить все экономические проблемы.
- По мере приближения парламентских и особенно президентских выборов станет ли должность премьер-министра Украины политически важной?
- В соответствии с Конституцией премьер-министр Украины - это государственный менеджер, который по согласованию с парламентом заключил контракт на работу с президентом Украины. Для меня одна из главнейших задач на нынешнем этапе - проводить согласованную социально-экономическую политику, которая позволила бы сделать необратимыми демократические преобразования, надежно обеспечить жизнедеятельность государства. Самый лучший агитационный материал для правительства - это результаты его работы, которые ощутит рядовой гражданин.
Киев