0
6948
Газета СНГ Интернет-версия

20.11.2001 00:00:00

Мотор интеграции - экономические интересы

Тэги: евразийство, политика, россия


При оценке внешнеполитической деятельности России целый ряд политиков и ученых отмечают необходимость усиления ее евразийской составляющей с учетом той важной роли, которую может сыграть евразийство в достижении наших целей и на Западе, и на Востоке. Сегодня особенно очевидна обоснованность этого мнения. Подумать только: Россия, занимая уникальное геостратегическое положение и имея жизненно важные интересы как в Европе, так и в Азии, почти десять последних лет по воле некоторых политиков ориентировалась исключительно на Запад.

К счастью, со сменой руководства страны положение дел стало меняться. Активизировавшиеся в последнее время контакты российского руководства с лидерами стран Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества - наглядный тому пример. Объективная потребность в этом назрела, а известные события в Соединенных Штатах только ускорили процесс нашей адаптации к новой международной обстановке.

Представляется, что евразийский фактор в политике России не был использован должным образом и в отношениях со странами ближнего зарубежья - нашими соседями в Европе и в Азии, участниками СНГ. В частности, не был раскрыт интегрирующий потенциал евразийской стратегии в рамках СНГ с учетом новой обстановки, сложившейся в экономической сфере с переходом на рыночную форму сотрудничества. Оказалась невостребованной основа евразийской интеграции - трансконтинентальная коммуникационная система, создававшаяся десятилетиями для объединения хозяйственных комплексов, расположенных в различных регионах бывшего Союза.

Утвержденный президентом России еще в 1995 г. "Стратегический курс в отношении государств Содружества" так и остался на бумаге. В деятельности СНГ не были учтены и объективные факторы: разный уровень экономического развития, неодинаковая обеспеченность сырьевыми, финансовыми и интеллектуальными ресурсами, расхождение национальных хозяйственных законодательств и т.д.

Как следствие, к концу 90-х гг. Содружество выглядело не стабильно развивающимся межгосударственным региональным объединением, а скорее механизмом консультаций, встреч и переговоров представителей стран СНГ фактически на всех уровнях. Не менее ощутимыми оказались политические, экономические и прочие издержки начала 90-х гг., когда в погоне за конъюнктурной выгодой некоторые новые государства пытались искать партнеров по сотрудничеству вне рамок Содружества.

Не выполнила свою миссию и российская сторона, которая взяла на себя роль "ведущей силы в формировании новой системы межгосударственных политических и экономических отношений на постсоюзном пространстве". Практические действия российских политиков, по сути дела, расходились вплоть до конца 90-х гг. с их же заявленными целями в отношении СНГ. Стремясь к дружбе с Западом, они не очень заботились о сохранении традиционной дружбы с соседями по Содружеству, не противодействовали развалу существовавших тогда широких производственных и торговых связей. В ответ получили не менее циничное отчуждение.

Российские парламентарии не раз обращали внимание исполнительных структур страны на ненормальность создавшегося положения в СНГ и на пассивность России, вносили свои рекомендации в рамках отведенных парламенту полномочий. На наш взгляд, в условиях растущей политической и экономической глобализации в мире, активизации процесса формирования межгосударственных региональных объединений, ставшего сегодня доминирующей тенденцией мирового развития, тесное взаимодействие со странами Содружества имеет для России особую значимость.

Отрадно, что общий климат для налаживания тесного взаимодействия в рамках СНГ выглядит сегодня более благоприятным, чем в предыдущие годы. Подходит к завершению период самоидентификации новых независимых государств; они получили широкое международное признание. Сглаживаются прежние взаимные обиды, укрепляются меры доверия, ослабевает действие центробежных сил. Хотя и медленно, но продвигается процесс оздоровления национальных экономик, наблюдается рост промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличение взаимного товарооборота, восстановление порушенных ранее экономических связей, прежде всего на межрегиональном и приграничном уровне. Растет и понимание того, что входить в глобальную экономическую систему в новом веке в одиночку небезопасно.

Содружество - на пороге своего 10-летия. Окидывая взглядом истекшее время, приходишь к двоякому ощущению. С одной стороны, СНГ как межгосударственное объединение способствовало укреплению суверенитета и независимости новых государств на постсоветском пространстве, продвижению их по демократическому пути развития, созданию условий для всестороннего взаимного сотрудничества. С другой стороны, Содружество не сформировалось как полноценное интеграционное объединение, как активный участник международной политики, гарант корпоративных интересов входящих в него государств. Это признают и сами государства.

Но они признают и то, что созидательный потенциал СНГ далеко не исчерпан, и готовы к дальнейшему взаимодействию. Этот момент, видимо, должен найти свое практическое закрепление, в том числе при активном содействии со стороны России, показавшей свою заинтересованность в развитии всестороннего сотрудничества с партнерами по Содружеству в новых условиях.

На какие факторы при этом придется обратить особое внимание? Прежде всего на необходимость учета нынешних тенденций в развитии Содружества, на евразийском пространстве которого образовалось несколько субрегиональных межгосударственных объединений как следствие так называемой разноуровневой и разноскоростной интеграции. В их создании вряд ли стоит усматривать действие каких-то посторонних сил. Скорее, это наиболее оптимальный выход из того непростого положения, в котором находилось СНГ все эти десять лет. Страны с неодинаковым уровнем экономического развития, разной степенью готовности к тесному сотрудничеству со всеми партнерами по Содружеству и выявленными за эти годы различиями в экономических интересах, видимо, не могли не задуматься над поиском других форм взаимодействия в рамках СНГ. Важно стремиться к тому, чтобы в субрегиональных межгосударственных объединениях крепли интеграционные тенденции, которые работали бы на консолидацию Содружества в целом, на превращение его в мощное интеграционное сообщество, состоять в котором было бы интересно, престижно и выгодно.

Понятно, что успешное решение этих задач маловероятно без активного участия России, которая в силу объективных факторов могла бы взять на себя роль лидера. Партнеры должны видеть в России инициатора новаторских идей, координатора интеграционных процессов, в которых каждый участник СНГ сумел бы принять самое активное участие.

Стремясь поддерживать ровные, дружественные отношения со всеми странами Содружества, нам не стоит уклоняться от развития продвинутых форм взаимодействия с теми из них, кто искренне готов к этому. На сегодня это скорее всего Белоруссия, с которой мы строим Союзное государство, страны - члены ЕврАзЭс, доля которых в общем товарообороте России с государствами СНГ в 2000 г. составила более 50%, а также Армения, входящая наряду с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, РФ и Таджикистаном в ДКБ.

В основе этого взаимодействия должен лежать экономический фактор, а не эгоистический интерес отдельных политиков или государств, как это наблюдалось ранее. Именно экономическая перспектива для всех и каждого может быть мотором интеграции в СНГ, ключом к решению многих проблем, в том числе и конфликтных.

По имеющимся данным, экономический потенциал Содружества по взаимным поставкам товаров и услуг используется всего на 35-40%. Далее следовало бы стремиться к созданию таможенного союза, в перспективе - платежного и валютного союзов, чтобы наконец сформировать столь долгожданное единое экономическое пространство в рамках СНГ.

Немало предстоит сделать и в плане создания равных условий для производственной и предпринимательской деятельности, согласованного проведения структурной перестройки и глубокого технического перевооружения экономики стран СНГ на основе производственной кооперации и разделения труда. Серьезные возможности и перспективы заложены здесь в принятой недавно главами государств СНГ Программе действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 г.

Имея в виду, что в большинстве стран Содружества 60-80% собственности уже не принадлежит государству, следовало бы активнее вовлекать в многостороннее экономическое сотрудничество средний и мелкий бизнес. К примеру, стремиться не только к подписанию соглашений о создании межгосударственных финансово-промышленных групп, образованию совместных компаний, но и развитию деловых контактов между хозяйствующими субъектами.

Именно многостороннее кооперационное сотрудничество на базе высоких технологий могло бы способствовать углубленной переработке природных ресурсов и вывозу не только сырья, но и готовых изделий. Разве это дело, что в российском экспорте за рубеж почти 25% составляет сырая нефть и только 11% - нефтепродукты, вдвойне больше вывозится необработанного леса, чем пиломатериалов и изделий из дерева. Разве мы не можем расширить сотрудничество с деревообрабатывающими комплексами Белоруссии, Украины и других стран и выпускать готовые изделия высокого качества?

В евразийской стратегии немаловажную роль играют экономико-географический и приграничный факторы, особенно на южном и восточном направлениях нашей политики, которые всегда были для России основными векторами и коммуникациями для развития связей со странами Азии и Среднего Востока. И сегодня, после распада Союза, когда границы России с Казахстаном протяженностью свыше 7500 км и Закавказьем - более 1200 км перестали быть административными, а превратились в границы государственные, геополитическое значение восточного и закавказского трансграничных коридоров в южные регионы СНГ и дальнего зарубежья вновь существенно возросло.

Называя эти направления, мы, разумеется, не преуменьшаем роли западного и юго-западного направлений (Белоруссия и Украина), которые в торгово-экономическом и транспортно-коммуникационном плане также занимают высокое место в евразийской стратегии. Именно с этими странами, а также с Казахстаном российские приграничные регионы сотрудничают более успешно и разнопланово: приграничная торговля, грузоперевозки, создание совместных предприятий, охрана окружающей среды, и т.д. Но уже надо думать над развитием более продвинутых форм приграничного сотрудничества,о создании в приграничных зонах региональных сообществ, типа еврорегионов в странах Европы, которые охватывали бы территории ряда граничащих друг с другом стран СНГ.

Важно, чтобы в евразийской политике, реализуемой Россией в глобальном формате, подобающее место занимал фактор СНГ. Это относится как к политической, так и экономической сфере. Важно, чтобы такое базовое звено евразийской стратегии, как транскоммуникационный аспект, способствовало укреплению Содружества, нахождению согласованных подходов в сложных вопросах транспортной политики. Чтобы граница была не полем вражды и недоразумений, а поясом дружбы и добрососедства.

Представляется, что при решении таких важных вопросов, как создание транспортных коридоров, Россия и другие страны Содружества должны тесно взаимодействовать, добиваясь максимального учета их интересов при модернизации существующих и строительстве новых трансконтинентальных магистралей. Это относится прежде всего к реализации Соглашения о международном транспортном коридоре "Север-Юг", подписанного правительствами России, Индии и ряда других стран 12 сентября 2000 г., а также проекта воссоздания Великого шелкового пути, инициатором которого выступил в 1993 г. Европейский союз.

Объективные предпосылки для тесного взаимодействия участников СНГ имеются. Но только согласованными усилиями, решительными и продуманными шагами по оживлению деятельности Содружества в интересах всех и каждого, страны - участницы СНГ смогут открыть перед собой новые горизонты и перспективы в следующем десятилетии. n

Вадим Густов - председатель комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
1743
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
1554
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
1878
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
995

Другие новости