- Николай Петрович, изменилась ли динамика торгово-экономических отношений Украины и России за последние два года?
- Да, изменилась. Продолжавшийся в течение четырех лет спад во взаимной торговле между нашими странами приостановлен в прошлом году. Если за период с 1996 по 1999 год товарооборот между Украиной и Россией уменьшился с 14,4 до 8 миллиардов долларов, то в 2000 году товарооборот составил 9,3 миллиарда долларов, то есть впервые за последнее время достигнут 17-процентный рост во взаимной торговле. За девять месяцев этого года товарооборот между Украиной и Россией составил 6,7 миллиарда долларов. Это на 1,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
На сегодня треть всего украинского внешнеторгового оборота приходится на Россию, которая остается главным торговым партнером Украины. Поэтому развитие торгово-экономических отношений с Россией является одной из стратегических задач нашей внешней политики.
- Вы можете сказать, какие факторы влияют на эти процессы?
- Украина и РФ, как и прежде, остаются экономически тесно взаимосвязанными между собой. Поэтому сокращение производства в одной стране, как правило, негативно отражается на экономической ситуации у соседей. По мере того как наши страны выходят из экономического кризиса, растет объем их товарооборота. Например, на Украине, ВВП за девять месяцев этого года увеличился на 9,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объемы промышленного производства выросли на 16,6%, товаров народного потребления - на 19,8%. Таких темпов Украина не знала не только со времени провозглашения независимости, но и за последний десятилетний период пребывания в составе Союза.
В истории торговых отношений Украины и России есть большая политическая составляющая. Однако все более ощутимым становится понимание, что фундаментом украинско-российских отношений может быть только экономика. Сегодня предсказуемость и стабильность экономическим отношениям Украины и России придали "большой договор", программа десятилетнего сотрудничества, соглашения по Черноморскому флоту, подписанные в Днепропетровске президентами РФ и Украины документы об экономическом сотрудничестве, Программа межрегионального и приграничного сотрудничества до 2007 года.
Если говорить о негативных факторах, которые препятствуют развитию взаимовыгодного экономического сотрудничества, то среди них хотел бы указать на крайне медленную работу по снятию искусственных барьеров во взаимной торговле. Например, только за последний год в России принят ряд нормативных актов, которые не способствуют улучшению торговых отношений. К ним, в частности, можно отнести решение о введении специальной пошлины на поставки украинских труб и крахмала на российский рынок, введение временной специальной таможенной пошлины на импорт карамели. К этому можно добавить специальные расследования в отношении других украинских товаров, которые традиционно поставлялись в Россию (например, компрессоры к холодильному оборудованию, арматура).
Болезненным для украинских товаропроизводителей оказался переход России с 1 июля 2001 года на принцип взимания НДС по "стране назначения". В результате удорожания продукции украинский экспорт в РФ в июле этого года снизился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 45,7%, в августе - на 22,7%. Объемы экспорта в эти месяцы по сравнению со среднемесячными показателями за первое полугодие 2001 года снизились в 2,1 и 1,4 раза соответственно. Торговля потеряла свою динамику, объем прироста с начала текущего года составил лишь 1,4%.
Многих из указанных проблем можно было бы избежать, если бы было введено в действие Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года. Однако, несмотря на подписание этого документа, Россия пока что не спешит его ратифицировать.
- Говорят, что в России политические силы, которые заинтересованы в конструктивном развитии украинско-российских отношений, гораздо слабее тех, кто думает иначе.
- Полагаю, что это не так. Недавно я встречался с депутатами Государственной Думы. Более 150 депутатов изъявили желание поговорить о проблемах украинско-российских межгосударственных отношений. Были разные мнения, но заинтересованность в развитии сотрудничества между нашими странами была огромная. Допускаю, что есть и другие силы, о которых вы упомянули, но сейчас они находятся в тени. В своей же работе мы ориентируемся на позицию официальной власти России, те инициативы, которые исходят от президента и премьер-министра РФ.
- Несмотря на стратегическое партнерство между Украиной и Россией, в межгосударственных отношениях приоритетными являются интересы, а не дружба?
- Прежде всего позвольте напомнить, что в начале следующего года мы отметим 10-летие со дня установления дипломатических отношений между нашими странами. И это хороший повод для осмысления минувшего периода. Ведь нам пришлось пережить и прохладные, и теплые периоды в наших взаимоотношениях. Сейчас они переводятся на прагматическую основу. И это отвечает как интересам Украины, так и России. Сегодня украинско-российские отношения становятся все более предсказуемыми и не зависящими от политической конъюнктуры. Именно прагматизм в отношениях между нашими государствами позволил нам подписать соглашение о реструктуризации украинских долгов за российский газ. Решение этой проблемы вывело нас на цивилизованный уровень отношений.
- Российская сторона убеждена, что межправительственное соглашение о режиме свободной торговли выгодно не для Москвы, а для Киева. Какова ваша точка зрения?
- Действительно, до недавнего времени аргументация правительства РФ сводилась к тому, что переход на режим свободной торговли приведет к ежегодной потере Россией, по различным оценкам, от 800 миллионов до 2 миллиардов долларов. Эти подсчеты базируются на том, что в структуре российского экспорта преобладают сырьевые товары, которые в условиях отсутствия эффективных механизмов защиты могут реэкспортироваться странами-участницами зоны свободной торговли. Но в России не учитывают, что удорожание экспорта и дефицит сырья приводит к сокращению производства на Украине и повышению цен на продукцию, которая поставляется в Россию. Это, с одной стороны, ставит РФ перед необходимостью расходования немалых валютных средств на закупку жизненно важных товаров в третьих странах, например, продовольствия. С другой стороны - усложняет работу российских предприятий, технологические процессы которых зависят от поставок украинских товаров производственно-технического назначения.
- Как, на ваш взгляд, должна решаться проблема правопреемственности по внешним долгам и активам бывшего СССР, проблема так называемого "нулевого варианта"?
- Этот вопрос надо решать в пакете, комплексно. Он сам собой никуда не исчезнет. Должна быть четкая ориентация на решение проблемных вопросов, а не так, что сегодня один министр - у него такая точка зрения, завтра другой министр, который думает иначе. Нужно садиться за стол переговоров и искать взаимоприемлемые решения.