-Насколько сблизились позиции пяти прикаспийских государств за последнее время?
- На сегодняшний день позиции России, Казахстана и Азербайджана близки по основным проблемам о правовом статусе Каспия. После визита президента Туркмении в Казахстан можно сказать, что уже близки позиции четырех государств. На сегодняшний день они согласны с тем, что ресурсы Каспия целесообразно делить по линии, приемлемой для непосредственно заинтересованных сопредельных или противолежащих государств, то есть в двустороннем формате. Таким образом, каждое государство, граничащее с другим, может напрямую решать вопрос деления сопредельных участков дна Каспия. Формат двустороннего решения этих вопросов позволяет, не нарушая интересов каждого из них и других прикаспийских государств, найти схему деления. Мы считаем неверным добиваться того, чтобы вопрос решался только во "всестороннем" формате.
- Выходит, что, скажем, Азербайджан должен сам договариваться с Ираном или Туркменией, а остальных это не касается?
- Дело в том, что эти государства сами должны договариваться, и если найдут компромиссное решение, то будет легче двигаться дальше. Главное, чтобы каждое государство нашло компромисс со своими соседями в вопросе деления энергоресурсов. Другое дело, что принцип, который должен быть объединяющим, - это деление дна, а вода должна быть общей. Деление дна на сектора - это условное деление, и в принципе речь идет о делении энергоресурсов. Нам нет разницы, какие заинтересованные государства будут делить ресурсы, мы можем только помогать им в этом процессе и ни в коем случае не диктовать каких-либо условий. Они сами решат, как делить и на каких условиях.
- А насколько реально, чтобы Азербайджан, Иран или Туркмения сумели договориться между собой, ведь между ними столько споров и разногласий? Кто пойдет на компромисс в таком деликатном деле, как деление энергоресурсов?
- Проблемы всегда были, есть и остаются. Вопрос в другом: разумность компромисса. Каждое государство должно проводить гибкую, мудрую политику, которая учитывала бы интересы остальных государств.
- Остается ли принцип секторального деления дна или он видоизменился?
- Можно по-разному говорить - о секторах или зонах, но я бы сегодня на этом не акцентировал внимания. Главный принцип: на Каспии не должно быть границ. Мы не делим море, не делим водную толщу, мы разграничиваем энергоресурсы дна.
- Значит, каждая пара государств на двусторонней основе делит ресурсы между собой, а остальные с этим соглашаются?
- Именно так. К примеру, если Азербайджан договорится с Ираном и это не будет противоречить принципу общей воды, то есть по воде не будут проводиться границы, то тогда остальные три государства должны согласиться с этим. Если же два государства решат поделить и дно, и воду, то с этим соглашаться нельзя.
- А все ли пять государств согласны с принципом общей воды?
- Почти все. Опять-таки - в каком варианте все это будет делаться.
- Есть ли определенная методология деления энергоресурсов?
- Конечно, есть. Есть деление по модифицированной срединной линии, которое приемлемо для России, Азербайджана и Казахстана. Есть методология широтного деления, за которую выступает Туркменистан. Методологию определения разграничительной линии нужно обсуждать за столом переговоров. Каждая сторона должна предлагать, обосновывать и убеждать своих партнеров в верности решения.
- В одном из своих интервью вы говорили о возможности для государств Каспия иметь собственные прибрежные зоны...
- В предыдущих договорах предусматривалось иметь прибрежным государствам 10-мильную рыболовную зону. Россия не возражает против прибрежных зон для погранично-санитарного контроля, равно как и против некоторого расширения рыболовных зон. Но все это предмет переговоров. Россия готова рассмотреть и эти варианты.
- Россия и другие государства всегда выступают за то, чтобы Каспий был морем мира. Насколько это возможно при наличии серьезных разногласий между Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном?
- Да, Каспий может и должен быть морем мира. По этой причине необходимо как можно скорее решить вопрос о правовом статусе Каспия. Все государства заинтересованы в скорейшем решении, так как все хотят работать на Каспии.
- Как вы считаете, смогут ли прибрежные государства иметь военный флот на своих территориях?
- Это не запрещено. После распада Советского Союза к России перешла каспийская флотилия. Пока существует терроризм, пока существует напряженность на Кавказе, Каспийская флотилия выступает в роли гаранта стабильности, и это отвечает интересам всех прикаспийских государств. Есть определенные военно-морские силы и у Ирана, и у других государств. Чего нужно избегать, так это соблазна наращивать эти силы.