В Европейском суде по правам человека сейчас рассматривается дело о Бессарабской митрополии (БМ). Ее сторонники обратились в Страсбург с иском к молдавскому правительству, которое отказывается данную митрополию зарегистрировать.
Когда в августе 1991 г. Республика Молдова провозгласила независимость, первой ее признала соседняя Румыния. Как заявило по этому поводу тамошнее правительство: "провозглашение независимости румынского государства на территориях, аннексированных силой в результате секретных договоренностей по пакту Молотова-Риббентропа, представляет собой решительный шаг к устранению мирным путем его пагубных последствий, направленных против прав и интересов румынского народа". Под устранением пагубных последствий, очевидно, подразумевалось последующее присоединение Молдавии к Румынии, в составе которой ее правобережная часть находилась с 1918-го по 1939 г. Соответствующие притязания неоднократно озвучивались Бухарестом, начиная с 1991 г.
Понятно, что реализовать свои нескрываемые экспансионистские цели силовыми методами, использованными в 1918 г., для Бухареста в нынешних условиях невозможно. Поэтому он сделал ставку на духовную интервенцию, организовав массированную информационную поддержку своих замыслов, в том числе и опекаемыми им молдавскими (в действительности же - антимолдавскими и румынофильскими) СМИ. В декабре 1991 г. 27 молдавских депутатов, 33 румынских парламентария и священнослужителя создали национальный совет как инструмент, посредством которого можно будет предпринять публичные действия по ускорению исторического процесса реинтеграции Румынии. Тогда же один из его создателей румынский патриарх Феоктист публично призвал к немедленному принятию политического решения об объединении. Для ускорения процесса в 1992 г. Румынская Православная Церковь в нарушение общепринятых экуменических и светских норм фактически вторглась на духовную территорию Митрополии Молдовы, приняв под свою юрисдикцию отколовшуюся от последней и провозгласившую себя Бессарабской митрополией раскольническую структуру. Напомним, названная митрополия осуществляла свою деятельность в период пребывания Бессарабии в составе Румынии на здешних правобережных территориях и части украинских земель. И теперь этот фантом реанимировали в качестве того самого "публичного инструмента" для раскола Православной Церкви Молдавии и подрыва духовных основ молдавского государства, для которого здешняя митрополия является также государственнообразующим институтом, сохранившим свое влияние на обоих берегах Днестра.
С этой поры радетели БМ стали добиваться ее легализации. Закон, однако, предписывает правительству регистрировать культы (и православный был уже представлен здесь зарегистрированной Митрополией Молдовы), а не отдельные новообразования. Тем не менее БМ-лоббисты подали в Страсбургский суд иск к молдавскому кабинету министров, который якобы нарушает права верующих. Хотя в 1995 г., разъясняя на заседании ПАСЕ возникшую коллизию, лорд Финсберг заявил, что это "конфликт сугубо политический и связан с самим существованием Республики Молдова, что нет никакой разницы между догмами двух Церквей и что признание группы церковников с названием "Митрополия Бессарабии" явилось бы актом против суверенитета и независимости Республики Молдова".
Тем не менее Европейский суд принял это дело к производству. Отстаивая позицию правительства на судебном заседании 2 октября 2001 г., министр юстиции Молдавии Ион Морей также подчеркнул политическую подоплеку рассматриваемого вопроса, впрочем, приведя все известные факты. Ион Морей также отверг обвинения о вмешательстве кабинета министров в дела церковные, поскольку, например, тот не предпринял никаких мер противодействия в отношении самопровозглашенной и незаконно действующей БМ. В заключение министр высказался за разрешение данной проблемы не в светском суде, а в ходе продолжающихся переговоров между Румынской Православной Церковью и Русской Православной Церковью, под патронажем которой находится Митрополия Молдовы.
Бухарест, однако, счел это выступление для себя оскорбительным. Премьер-министр Румынии Адриан Нэстасе отменил свой визит в Кишинев и открыто потребовал отставки члена молдавского правительства. Бухарестские политики развернули невиданную кампанию политического шантажа. И это давление в случае положительного для БМ вердикта Европейского суда, естественно, еще более усилится. В результате здешнее, православное в большинстве своем (более 90% от всего населения), молдавское общество окажется разделенным теперь и по церковной линии - на "наших" и "чужих" и начнется новый передел приходов и собственности. Все это чревато расколом Митрополии Молдовы и выходом из-под ее юрисдикции приднестровской Тираспольско-Дубоссарской епархии. Оставшись без единственной влиятельной и авторитетной связующей силы - единой Православной Церкви, молдавское государство может распасться на несколько мелких автономий с очень большими политическими амбициями и очень скромными экономическими возможностями. Их интересы неизбежно столкнутся, вовлекая в конфликт расположенные по соседству государства (что, собственно, и наблюдается сегодня в Приднестровье). n
Кишинев