Соединенные Штаты предпринимают активные действия по мобилизации всех своих рычагов непосредственного влияния на Южно-Кавказский регион, где в последнее время наблюдается значительное ослабление так называемого американского фактора. Одним из первых шагов вашингтонской администрации в этом направлении стало представленное сенату требование администрации Джорджа Буша отменить действие статьи 907 Акта в поддержку свободы конгресса США, запрещающей предоставление прямой американской правительственной помощи Азербайджану ввиду осуществляемой официальным Баку блокады Армении и Нагорного Карабаха. Необходимость в подобном изменении, по словам президента и госсекретаря США, продиктована национальными интересами Америки - в частности, затрагивающими вопросы поднятия уровня эффективности борьбы с международным терроризмом и силами, поддерживающими радикальный ислам.
Дабы не допустить их активизации на территории Азербайджана и содействовать более активному вовлечению Баку в международную антитеррористическую операцию, верхняя палата конгресса США решила частично удовлетворить требование администрации. Значительное смягчение санкций против Азербайджана (а именно - их практическая отмена) будет в силе как минимум до 31 января 2002 г. Однако при этом законодательную силу получает ряд поправок, действие которых должно возыметь предопределяющее значение в вопросе оказания американского содействия азербайджанскому правительству: помощь, полученная от США, не должна быть направлена против Армении и не может быть использована для тех или иных мероприятий, ставящих под угрозу принцип исключительно мирного урегулирования нагорнокарабахского конфликта, то бишь против Нагорного Карабаха. Самой же Армении американские сенаторы - естественно, не без согласия вашингтонской администрации - решили увеличить объем ежегодных ассигнований, впервые выделив дополнительную сумму (4,6 млн. долл.) на оказание правительству Армении помощи военно-технического характера.
Таким образом, как считает большинство экспертов, США удалось сыграть в отличную игру по "отмене 907-й статьи", результаты которой могут помочь Вашингтону укрепить свои позиции в Азербайджане, не вызывая при этом резкого недовольства армянской стороны. В Баку, как и следовало ожидать, уже выразили благодарность Соединенным Штатам за "отмену дискриминационной поправки" (так в Азербайджане называют статью 907) и представили это решение американских сенаторов как блестящую победу азербайджанской дипломатии.
Позицию официального Еревана по этому вопросу выразил глава армянского внешнеполитического ведомства Вардан Осканян. Он назвал решение американских сенаторов "сбалансированным" и не представляющим угрозы для Армении. По мнению Осканяна, США стремятся вместе с азербайджанскими властями ликвидировать присутствие в Азербайджане определенных элементов террористической сети. Это, как отметил армянский министр, исходит и из интересов Армении, которой "эта опасность угрожала в 1993-1994 гг., в период карабахской войны". Армения также заинтересована в том, чтобы в Азербайджане не было какого-либо террористического присутствия, которое в будущем могло бы быть использовано против нее, сказал Осканян. Решение же сената в отношении статьи 907, как считает армянский министр, даст возможность США вести более эффективную борьбу с терроризмом, не ставя под угрозу стабильность и равновесие в регионе Южного Кавказа, а также безопасность Армении и Нагорного Карабаха.
Несколько более критическую позицию заняла карабахская сторона. Как сказал президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян, "отмена или же смягчение статьи 907 вряд ли приведет к большей конструктивности азербайджанской стороны". По мнению Гукасяна, армянская сторона должна использовать свой лоббистский ресурс на Капитолийском холме, дабы не допустить получения Азербайджаном незаслуженных поблажек. Такая возможность, кстати, может быть реализована при обсуждении решения сената в палате представителей конгресса США, где позиции армянского лобби гораздо сильней.