CОВЕРШЕННО неожиданный эффект и неадекватную, мягко говоря, реакцию в дружественной нам Молдавии вызвало намерение депутатов Госдумы РФ, входящих в парламентскую комиссию по Приднестровью, наладить контакты с коллегами из Кишинева, дабы совместными усилиями "разрулить" сегодняшнюю напряженную ситуацию на обоих берегах Днестра. 22 сентября 2001 года председатель Госдумы Федерального собрания РФ Геннадий Селезнев получил весьма странное письмо от председателя парламента РМ Еуджении Остапчук, в котором помимо комплиментов по адресу нынешнего политического руководства Республики Молдова (оно и понятно) сообщалось, что какие-либо контакты с депутатами Госдумы, поддерживающими "неконструктивную и провокационную позицию отдельных лидеров Приднестровья" (следовательно, тоже провокаторов. - Н.А.), не только нежелательны, но даже аморальны. Впрочем, сам текст официального письма г-жи Остапчук, претендующий на достойное место в политической кунсткамере, настолько хорош, что имеет смысл воспроизвести наиболее сильные фрагменты в их первозданной суровости, сохраняя стиль и орфографию автора без изменений. Игнорируя не только правила грамматики, но и действительность, Еуджения Остапчук сигнализировала Геннадию Селезневу о нижеследующем:
"В данной ситуации, трудно объяснить действия группы депутатов во главе с Г.И. Тихоновым, которые пытаются внести на рассмотрение Государственной Думы обращение к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, содержащее открытое игнорирование реального положения дел и поддерживающее неконструктивную и провокационную позицию отдельных лидеров Приднестровья, паразитирующих и извлекающих личную выгоду из неопределенности статуса региона, не учитывая реальные интересы жителей, которые устали жить в разделенной не по их воле стране, и желают скорейшего и окончательного урегулирования конфликта, особенно сейчас, когда надежды на это особенно близки.
Учитывая их одностороннее и необъективное отношение к этим проблемам, считаем, что намерения данной группы депутатов посетить Республику Молдова необоснованно и неоправданно ни с политической, ни с морально-этической стороны".
Каков стиль, читатель, каков дух, какой слог! Заметим, что парламентская комиссия Госдумы РФ названа здесь безымянной "группой депутатов", ее председатель, депутат Георгий Тихонов, не удостоился даже упоминания своего статуса, но все это мелочи, ибо сам по себе этот документ настолько крут, что его стоит выучить наизусть, как "Марсельезу". Эх, давненько мы ничего не слыхали про мораль и аморальное поведение, а также про морально-этическую сторону (которая обычно напрочь отсутствует у классовых врагов) - почитай, со времен особенно развитого социализма! То есть со времен брежневских чмоко-клацаний, партсобраний с осуждающей резолюцией, "сигналов" со стороны бдительных стукачей, "аморалок" в партком от имени брошенных жен, а также подпольных кухонных анекдотов. А ведь, что ни говори, хорошее было время! По своему жанру ностальгическое письмо крутой Еуджении представляет собой органический синтез всех вышеперечисленных жанров - это и Жалоба, и Сигнал в Большой партком, и Резолюция, и - увы - анекдот, и "аморалка". Нет только традиционного: "С коммунистическим приветом!", хотя других приветов вполне хватает. А литературные перлы вроде "паразитирующих и извлекающих"?! Некто Некрасов (русскоязычный автор малоизвестных текстов) после таких "извлекающих" второй бы раз помер окончательно - от зависти. Вообще же при чтении этого произведения, внешне сугубо партийного, постоянно вспоминается классика - как печатная, так и вербальная: от жалобного "и ейной мордой..." до энергичного: "Вас много - я одна!" Последний принцип, уходящий корнями в незабвенную советскую торговлю и общепит - а в этой системе г-жа Остапчук проработала более тридцати лет! - пригодился крутой Еуджении и на новой должности. Ибо ничем другим нельзя объяснить тот факт, что председатель парламента Республики Молдова не удосужилась принять депутатов Госдумы, специально приехавших в Кишинев летом этого года для совместного обсуждения актуальных проблем. Увы, эта встреча не состоялась, хотя предварительная договоренность об этом была. Видимо, уже тогда спикер молдавского парламента благоразумно избегала необоснованных и опасных (особенно летом) аморальных связей.
Злые языки в Молдавии утверждают, что вообще сама по себе Евгения Остапчук - вполне милая и обаятельная дама, которая была бы на своем месте, скажем, занимая должность директора универмага или уютного кабачка, но нелегкая судьба обошлась с ней жестоко, выдвинув ее на "руководящую должность" в национальный парламент. Ей бы вовремя отказаться или вовремя бы обзавестись толковым помощником, еще помнящим русский язык, - тогда и не пришлось бы писать подобных писем. В конце концов не боги горшки обжигают! Но этот исторический эксперимент в Молдавии с Еудженией Остапчук следует считать крайне неудачным. В Кишиневе председатель парламента уже прославилась своей замечательной фразой: "Мы будем решать не по закону, а по справедливости", - видимо, и тут четко сработал менталитет советского труженика торговли, тонко чувствующего грань между несправедливым, как всегда, законом и остальной перспективной реальностью. Но - увы! - нам приходится говорить не о письме директора универмага или зав. столовой в местное управление торговли, а об официальном документе спикера парламента одной страны, направленного в парламент другой страны, в котором откровенно допущено даже формальное неуважение к российским депутатам (наряду с неуемным желанием активно вмешаться во внутренние дела другого государства ). Пока мы живем в суверенной стране, мы имеем право думать, что наши депутаты, плохие они или хорошие (а в письме г-жи Остапчук подобное разделение и не скрывается), это - наши депутаты. Они без всякого согласования с каким-либо политическим общепитом имеют право обратиться к СВОЕМУ президенту Владимиру Путину с ЛЮБЫМ обращением, выражающим ИХ мнение как представителей российского народа. И по меньшей мере смешно эти "попытки" пресекать из другого государства, не говоря уже о неадекватности таких действий. И уж совсем странно считать нормальные контакты между парламентариями двух стран аморальными, а намерения "данной группы депутатов посетить Республику Молдова", особенно с учетом нынешних отношений между Кишиневом и Тирасполем, "необоснованными" и "неоправданными". В переводе с кухонного языка на дипломатический это реально означает, что г-жа Остапчук самолично объявила персонами нон грата в Кишиневе всех представителей парламентской комиссии Госдумы по Приднестровью (а ведь это депутаты из разных фракций). Следовательно, мы вправе сделать вывод о том, что официальный Кишинев, в лице своей законодательной власти, намеренно обостряет отношения не только с непризнанным Приднестровьем, но и с признанной Россией, в том числе и с ее парламентом. Нравится это кому-то или нет, но после ликвидации "комиссии Примакова" (в соответствии с указом президента РФ от 6 сентября 2001 года) парламентская комиссия Госдумы, работающая в течение уже не одного созыва, является, пожалуй, единственной структурой в России, обладающей огромным объемом информации о регионе, а также наработанным опытом коллективного "переговорщика". Причем всегда в этом диалоге отводилось должное место молдавским коллегам. Кстати сказать, в этом году российские депутаты пошли на беспрецедентный шаг, пригласив на свое заседание 26 сентября, наряду с делегацией Приднестровья, официальных молдавских представителей, в том числе и своих коллег из парламента РМ. Но в Кишиневе в очередной раз (это уже становится странной традицией) случилась слабость слуха, что неудивительно, если учесть позицию неукротимой Еуджении. Видимо, в Молдавии собираются решать приднестровскую проблему "другим путем", а именно - силовым. Об этом свидетельствуют и другие пассажи из письма г-жи Остапчук, которые во избежание кривотолков стоит процитировать без купюр:
"Никаких оскорбительных и грубых действий по отношению к Приднестровью и всем его жителям, которых мы считаем полноправными гражданами единой Республики Молдова, не допускаются и допускаться не будут. К сожалению, такие действия стали нормой поведения отдельных представителей региона, которые не желают разрешения приднестровского конфликта и стремятся сохранить существующую неопределенность статуса Приднестровья и неконтролируемость этой территории нанося прямой ущерб региональной безопасности".
Во-первых, жители Приднестровья пока не считают себя "гражданами Республики Молдова", а последние акции Кишинева, о чем неоднократно писала российская пресса (экономическая блокада, дипломатическое давление, информационная война) никак не способствуют должному пробуждению жителей непризнанной ПМР. Во-вторых, не россиянам напоминать, по чьей именно воле мы все оказались в разделенной стране, ибо в этом "разделении" активно участвовали и националисты Молдавии ( так что и здесь г-жа Остапчук допустила явный прокол, пробуждая ненужные воспоминания). В-третьих, председатель парламента должен знать, в каких именно выражениях ("криминальный режим" и т.д.) лидеры РМ и кишиневская пресса постоянно отзываются о руководителях Приднестровья, при этом откровенно возлагая всю вину за события 1992 года на... жителей Левобережья. Как сказал на заседании думской комиссии глава делегации ПМР Григорий Маракуца, за все время существования ПМР его лидеры не удостоились такого количества оскорблений со стороны официального Кишинева, как в этом году, что, конечно, не способствует нормальному диалогу. Какой же диалог может быть с "криминальным режимом"? Прозрачный намек на "прямой ущерб региональной безопасности" говорит о том, что Кишинев готов с должной "крутизной" в любой момент "решить приднестровскую проблему", особенно после вывода российских войск.
Разумеется, в политике допустимо все. Но настоящий политик, крикнув на митинге что-нибудь зажигательное для народа - типа "Карфаген должен быть разрушен!" (если, конечно, он твердо уверен в том, что Карфаген - это не название местного кинотеатра или ресторана), потом не оставляет никаких митинговых следов, особенно в официальной переписке. И вот тут оч -чень крутая Еуджения явно погорячилась, обогатив скучный, казенный эпистолярный жанр собственным темпераментом.