Вчера президент Грузии Эдуард Шеварднадзе заявил о готовности встретиться с Владимиром Путиным в любое удобное для него время и в любом удобном для него месте. Шеварднадзе высказал надежду, что Путин сдержит свое слово и Россия выведет своих миротворцев из Абхазии и не будет вмешиваться в грузино-абхазский конфликт. Со своей стороны, грузинский президент пообещал в обозримом будущем не применять силу в Абхазии, однако не исключил этого в будущем, "если все возможности переговорного процесса с участием международного сообщества будут исчерпаны". Шеварднадзе даже высказал намерение встретиться в Тбилиси с премьером Абхазии Анри Джергенией, а также при "соответствующих условиях" посетить Сухуми.
Между тем руководство Абхазии заявило о начале заключительной фазы операции по уничтожению боевиков в Кодорском ущелье. Как сообщает Интерфакс со ссылкой на вице-президента Абхазии Валерия Аршбу, в районе горы Сахарная голова сконцентрированы до 200 боевиков, среди которых может находиться чеченский полевой командир Руслан Гелаев. Накануне по их позициям наносились авиационные и артиллерийские удары. Боевики пытались прорваться к Марухскому перевалу, ведущему в Карачаево-Черкесию. В состоянии повышенной боеготовности продолжают пребывать российские миротворцы в Абхазии. По данным их представителя, российские военнослужащие на 302-м посту миротворцев на территории Грузии, который перекрывает единственную дорогу в горные районы Сванетии, а оттуда в Кодорское ущелье, не допустили провоз через зону своей ответственности нескольких машин с гранатометами и минами.
Таким образом, "голубые каски" оправдали надежды президента Грузии, заявившего, что миротворцы не допустят в зоне конфликта каких-либо провокаций. Эдуард Шеварднадзе не исключил возможности продолжения мандата российским миротворцам в Абхазии, в случае если миротворческий контингент там будет дополнен подразделениями миротворческих сил Украины и, "может быть, США и ряда других стран".
Всерьез обеспокоены событиями в Абхазии и руководители государств Южного Кавказа. Как сообщает азербайджанское агентство "Билик Дуньясы", для выяснения сложившейся в Абхазии ситуации 21-22 октября в Тбилиси состоится заседание спикеров парламентов Армении, Грузии, Азербайджана и Франции. Инициатором этого заседания является Франция.
Заявления президента России Владимира Путина относительно развивающихся ныне в Абхазии событий и общей эскалации грузино-абхазского противостояния могут вызвать новую волну политического хаоса и военных провокаций во всем Южно-Кавказском регионе. Такого мнения придерживаются сегодня большинство экспертов, считающих, что политкорректность главы Российского государства, назвавшего "сложность отношений между Абхазией и Грузией внутригрузинской политической проблемой", и его заявление о неизменности сроков вывода из Абхазии российских военных подразделений способны еще более обострить ситуацию в этом взрывоопасном регионе и развязать руки действующим здесь на самых разных уровнях весьма агрессивно настроенным силам с нереализованными политическими амбициями. Вероятность именно такого пути развития ситуации в Закавказье объясняется слабостью сформированных в этом регионе сдерживающих механизмов и слишком высоким уровнем внутриполитической и межэтнической конфликтогенности.
В регионе площадью в 186 тысяч километров действуют три очага неурегулированных вооруженных конфликтов и как минимум столько же потенциальных, наравне с тремя признанными мировым сообществом республиками вот уже десятилетие существуют еще три непризнанных, блокирована половина границ, и практически у каждой из стран региона есть весьма серьезные проблемы с соседями, масса возрастающих проблем у себя внутри. Более того, Закавказье было и остается регионом крайне высокого этноцентризма с весьма низким уровнем политической культуры и высоким уровнем милитаризованности.
В условиях отсутствия в этом регионе налаженных механизмов политической преемственности немаловажным является и то обстоятельство, что Южный Кавказ сегодня находится в преддверии президентских выборов, исход которых здесь предопределяется не только и не столько внутренними факторами, но и внешними. Именно последние имеют решающее влияние на развитие ситуации в Закавказье и последние десять лет практически формировались как производные от взаимоотношений России с Западом. Изменения же в глобальном раскладе сил и практический уход США из регионов "не первичных" интересов, а именно - не имеющих прямого отношения к операции возмездия, может на каком-то этапе сформировать в Закавказье атмосферу геополитической неопределенности и привести к очередной эскалации конфликтов.
Абхазия, похоже, стала первой в этой практически бесконечной цепочке, развивающейся по логике постоянной самогенерации. Как это ни парадоксально, сегодня внутренняя стабильность Закавказья в первую очередь зависит от его наиболее нестабильной республики - Грузии, поддерживающей добрососедские отношения с находящимися в состоянии "ни войны, ни мира" Арменией и Азербайджаном. Правда, кроме всего прочего, эти взаимоотношения обременены весьма непростым грузом существования в Грузии серьезных социально-политических проблем, которые непосредственным образом затрагивают проживающие на ее территории многочисленные азербайджанскую и армянскую диаспоры. Фактор последней имеет сегодня особую значимость, так как напрямую связан с развивающимися в Абхазии событиями.
По сообщению информационных агентств, одними из первых жертв новой волны грузино-абхазского кровопролития стали проживающие в этой непризнанной республике армяне. Как и следовало ожидать, сообщение об убийстве грузино-чеченскими группировками 14 жителей абхазского села Наа-Армянское сразу вызвало соответствующий негативный резонанс в Армении. Ее политическое руководство, по сути, стало заложником абхазской проблемы. С одной стороны, официальный Ереван никак не заинтересован в ухудшении грузино-армянских взаимоотношений, вполне прогнозируемым следствием которого может стать усиление антигрузинских настроений в армянонаселенных регионах Грузии, а значит, и появление новых "армянских" конфликтов. С другой - Армения не может принять безучастную позицию в отношении своих соотечественников и закрыть глаза на их систематическое истребление. Очевидно также, что ухудшение армяно-грузинских отношений является весьма опасным и для самой Грузии.
Но у Тбилиси, в отличие от Еревана, есть больший арсенал возможных действий, которым он может вполне удачно воспользоваться. Это как минимум официальные политические заявления об осуждении грузинским руководством убийства проживающих в Абхазии армян. Крайне необходимым сегодня является также и осуждение официальным Тбилиси перманентно вспыхивающей в Грузии антиармянской истерии, связанной с "армянским происхождением" ряда ее высокопоставленных политических деятелей. Своевременное задействование этих механизмов может возыметь превентивный характер и нейтрализовать весьма реальные угрозы возникновения в регионе новых конфликтов. Особенно важным это представляется в ситуации, когда Закавказье рискует на какой-то период остаться "без присмотра".