РАЗУМЕЕТСЯ, следовало предполагать, что перманентно возникающие трудности в абхазском урегулировании могут подвигнуть грузинское политическое руководство на некие экстренные меры. К тому же нерешенность региональных проблем чревата серьезными социально-политическими осложнениями с последствиями на многие годы. Следует также учесть, что даже ориентированные на сближение и сотрудничество с Россией местные наблюдатели нередко выражают сожаление и недоумение по поводу той очевидной пропасти, которая лежит между политической поддержкой территориальной целостности Грузии и реальными действиями Москвы.
К традиционным разногласиям между Россией и Грузией, которые поддерживаются нежеланием Сухуми идти на сближение с Тбилиси, в последнее время добавились новые, связанные со взглядами на терроризм через призму сепаратизма, который, как полагают в грузинской столице, в Абхазии недопустим в не меньшей степени, чем в Чечне. Россия обладает соответствующими возможностями и постепенно ведет дело к нормализации ситуации в непокорном регионе, тогда как Грузии это не по силам.
Последнее заседание правительства вновь подтвердило полный разлад в структурах исполнительной власти. Бюджет по-прежнему находится в тяжелом состоянии, и коррупция наряду с теневой экономикой в целом весьма негативно отразилась на укреплении военно-экономических сил страны, потерявшей территории. К тому же, по заявлениям ряда политиков, участие северокавказских боевиков в новой абхазской войне недопустимо, поскольку геноцид и этническая чистка, о которых грузинское руководство заявляет со многих международных трибун, осуществлялись не в последнюю очередь руками этих же боевиков.
У лидеров партизан иное мнение. До последнего времени они считали чеченцев врагами, но те затем повинились, раскаялись в ошибках, тем более когда увидели, как тянутся к России абхазы, и теперь готовы исправить эту ошибку. Проблема, однако, упирается в военно-технические и финансовые ресурсы. И когда государству тяжело, возникает потребность, а то и необходимость в применении дополнительных мер.
В четверг утром перед зданием государственной канцелярии, где находится рабочий кабинет президента, состоялся многотысячный митинг, на котором помимо многочисленных беженцев присутствовали авторитетные представители общественности. Акция состоялась после обращения лидеров партизан к властям с просьбой о помощи вооруженным интернациональным формированиям, блокированным в Абхазии у горы Сахарная голова. Участники митинга потребовали, в частности, вывода контингента миротворческих сил из зоны абхазского конфликта и оказания содействия воюющим за территориальную целостность Грузии.
К собравшимся вышел Эдуард Шеварднадзе. В ходе встречи с участниками митинга президент заявил, что разделяет требования беженцев и политических активистов о выводе миротворческих сил. Разговор о целесообразности такого шага у Шеварднадзе состоялся накануне вечером, когда он принял лидеров парламентских фракций, которые в принципе с одобрением отнеслись к предполагаемому решению. Как информировал "НГ" в эксклюзивном интервью руководитель пресс-службы президента Каха Имнадзе, Эдуард Шеварднадзе согласился с точкой зрения протестующих, что миротворческие силы не выполнили свою миссию, и при этом подчеркнул, что взаимоотношения с абхазской стороной в последнее время заметно улучшились не только на уровне политических лидеров, но и на уровне общения рядовых граждан. Участники митинга переместились затем к зданию посольства РФ, после чего, не особенно задерживаясь там, направились к зданию парламента, где акция протеста продолжилась.
Глава пресс-службы президента подчеркнул в интервью "НГ", что вопрос пребывания Грузии в составе СНГ теперь будет зависеть от того, останутся миротворческие силы в Абхазии или нет. Если они покинут Абхазию, то Грузия в Содружестве останется, а если нет - то скорее всего она выйдет из СНГ, и тогда миротворческая операция, надо полагать, будет прекращена автоматически. Видимо, принципиальное решение в высоких эшелонах власти уже принято, либо ситуация близка к этому.
Тбилиси