СЕГОДНЯ, когда Россия стоит перед угрозой втягивания в глобальный военный конфликт, причем этот конфликт разрастается в непосредственной близости от ее границ, она просто обязана уделить особо пристальное внимание своим соотечественникам. До сих пор неясно, кто организовал последние террористические акты в США, но крупномасштабные военные действия, которые готовятся против террористов на территории стран исламского мира, ударят и по России. Население постсоветских государств Средней Азии и Казахстана - это свыше 50 миллионов человек, и более 6 миллионов из них - российские соотечественники - первыми примут удар. Готова ли Россия к такому повороту событий? Сможет ли она хотя бы принять беженцев, волна которых уже сегодня захлестывает южные рубежи России? А что будет завтра? Сможет ли Россия не только защитить своих соотечественников, но и защитить свои интересы, сохранить территориальную целостность, а в конечном счете - сохранить свою государственность?
Немногие из государств могут похвастаться столь мощной законодательной и нормативной базой по части взаимодействия со своими соотечественниками, какая создана в настоящее время в Российской Федерации. Уже в 1994 году определены основные направления государственной политики России в отношении соотечественников за рубежом, обозначены не только конкретные мероприятия, но и определен механизм их реализации, назначены даже ответственные за их реализацию министерства и ведомства. Но, к сожалению, программа реализовалась лишь частично: только один из четырех ее разделов - по социально-культурным мероприятиям - осуществился на деле. Ни политико-правовые, ни дипломатические, ни экономические меры так и не заработали. В 1996 году принимается уже более расширенная программа мер по поддержке соотечественников за рубежом. В ней, в частности, предусматривается уже продолжение переговоров о придании русскому языку статуса второго государственного с теми государствами - участниками СНГ и государствами Балтии, с которыми такая договоренность еще не достигнута. Русский язык стал государственным к тому времени только в Белоруссии да в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике. Пять лет спустя дело не стронулось с мертвой точки. И эта правительственная программа в основных своих направлениях так и не заработала.
1 июня 1999 года вступил в действие Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Закон воистину выстрадан не только самими соотечественниками, но и депутатами Государственной Думы, поскольку обсуждался в Думе около двух лет, закону пришлось преодолеть даже вето президента. Но суть политики государственных ведомств Российской Федерации так и осталась без изменений. А охарактеризовать эту суть можно только отсутствием всякой политики в отношении 25 миллионов российских соотечественников, не по своей воле оказавшихся за пределами России. Уже в преамбуле закона о соотечественниках заложено очень важное для российской государственности понятие континуитета: Россия есть не только правопреемник, но и продолжатель Российского государства, Российской Республики, РСФСР и СССР. Это очень важная констатация очевидного факта, признанного всем международным сообществом и нашедшего уже сейчас отражение во многих международных договорах и соглашениях.
Именно исходя из принципа преемственности российской государственности в Федеральном законе "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", пожалуй, впервые в законотворческой практике России были соотнесены очень многие важные положения: была создана необходимая правовая база для создания законов о миграции, иностранных гражданах, о российском гражданстве и т.д. Однако до сих пор нет реального правового механизма для защиты прав соотечественников, как и многих законов.
Хотелось бы надеяться, что главным результатом конгресса станет создание Федерального агентства по делам соотечественников при президенте Российской Федерации. Проблемы соотечественников должны разрешаться не на общественном, а на самом высоком государственном уровне. Почему именно при президенте? Уже хотя бы потому, что в новой российской истории президент - пока самая стабильная фигура. Бесконечная чехарда со сменой правительств привела к тому, что правительственная комиссия по делам соотечественников длительное время бездействовала и только недавно активизировала свою работу. К сожалению, на первых порах ее деятельность сводилась к распределению тех скудных средств, что предусматриваются в российском бюджете на оказание помощи соотечественникам, тогда как основным направлением ее деятельности должна стать реализация мер, направленных на поддержку сильных и дееспособных организаций соотечественников как центров кристаллизации российской диаспоры в СНГ.
Пока же чиновниками предлагается создать очередную международную общественную организацию, через которую, очевидно, будут распределяться деньги из российского бюджета. Уже тот факт, что (как записано в проекте устава) собираться эта общественная организация будет один раз в два года, говорит о многом.
Один из главных вопросов - это определение вектора государственной миграционной политики, от правильного разрешения которого во многом будет зависеть и будущее самой России. Другая важная для нас проблема - проблема приобретения российского гражданства. Думаю, что конгресс должен высказаться о главных принципах проектов нового закона о гражданстве. Разумеется, всех проблем за два дня не решить, но сам факт проведения конгресса говорит о том, что проблема российских соотечественников наконец-то из разряда общественных превращается в государственную.