ВЧЕРА президент Украины Леонид Кучма заявил, что согласится с результатами работающей в Сочи комиссии по расследованию катастрофы самолета Ту-154, "какими бы они ни были". "Что совместная рабочая группа подпишет, с тем я и соглашусь" - таким был ответ Кучмы агентству "Интерфакс". Вместе с тем президент выразил мнение, что, даже если Украина и причастна к катастрофе, из-за этого не стоит накалять обстановку, поскольку "не мы первые и не мы последние". В продолжение к сказанному Леонид Кучма призвал "посмотреть на Европу", где случаются "трагедии и большего масштаба".
В свою очередь, члены комиссии по расследованию причин катастрофы Ту-154 Евгений Шапошников и председатель Межгосударственного авиакомитета (МАК) Татьяна Анодина, выступая во вторник перед журналистами в Сочи, хотя прямо и не заявили о том, что российский самолет был сбит украинскими ПВО, однако довольно ясно дали понять, кто является виновником этой трагедии. По их словам, среди обломков лайнера были обнаружены "предметы, не относящиеся к конструкции самолета", - деформированные металлические шарики, по внешнему виду "напоминающие составные части боевой ракеты С-200", запущенной украинской стороной на учениях в Крыму. В пользу того, что российский самолет был сбит украинской ракетой, говорит и тот факт, что за несколько секунд до взрыва сотрудники радиолокационной станции, расположенной в Геленджике, зафиксировали около Ту-154 летящий объект, не оснащенный бортовым ответчиком. К слову сказать, такое устройство вмонтировано исключительно во все самолеты, однако у ракет оно отсутствует. Таким образом, представляется, что версия о том, что Ту-154 был сбит украинскими ПВО, на сегодняшний день остается единственно верной.
Фактически признав поражение российского самолета украинской ракетой, Москва получила в свои руки рычаги давления на Киев. Теперь российской стороне будет гораздо легче вести диалог с украинцами по всему комплексу проблем, существующих в двусторонних отношениях. Как известно, Украина должна России кругленькую сумму за газ и энергоносители, а одним из вариантов решения этой проблемы является приватизация украинских компаний российским капиталом, однако Киев, продолжая оставаться в должниках, неохотно расстается со своей собственностью. Аналогичные разногласия у Москвы и Киева имеются и в вопросах, касающихся Черноморского флота. Кстати, здесь хочется отметить, что подразделения российского Черноморского флота, проводящие в районе Крымского полуострова учения гораздо чаще, чем украинские ПВО, не ошибались столь трагическим образом никогда.
Между тем признание Москвой факта уничтожения российского самолета украинской ракетой - это еще полбеды для Украины. Будет гораздо хуже, если это сделает международная авиационная организация ИКАО. Тогда воздушное пространство Украины может быть объявлено зоной, опасной для полетов, что, в свою очередь, повлечет за собой потерю Киевом доходов от платы за транзит и использование аэродромов. Кроме того, украинские граждане лишатся возможности летать международными рейсами. Это, кстати, будет опять же на руку России, поскольку в этом случае граждане Украины будут пользоваться услугами российских аэропортов.
Однако самое главное состоит в том, что, когда Украина будет объявлена виновницей происшедшего, у нее резко обострятся отношения с НАТО и Евросоюзом. Одним словом, европейский вектор украинской внешней политики может претерпеть изменение не в лучшую для Украины сторону. В любом случае сейчас речь между Москвой и Киевом будет вестись скорее всего только о компенсациях Украиной страховых сумм по факту уничтожения самолета и гибели людей.
Свое мнение по поводу возможного развития ситуации высказали для "НГ" российские и украинские политологи.
Валерий Федоров, "Фонд политической конъюнктуры", Москва:
Думаю, двусторонние отношения России и Украины за последние два года достигли такого позитивного уровня понимания общности судьбы, что диалог уже не смогут омрачить даже такие трагические инциденты. Однако, уверен, определенные выводы все-таки будут сделаны. Во-первых, у Украины, которая до этого стояла в стороне от процесса объединения усилий по обеспечению безопасности стран СНГ, теперь появился сильнейший стимул к дальнейшей интеграции систем ПВО и контроля за воздушным пространством. Во-вторых, власти Украины должны сделать выводы об уровне боеспособности и профессионализма своих вооруженных сил, в которых уже давно назрела необходимость реформирования, как это происходит сейчас в России. Наконец, я надеюсь, что эта трагедия не повлияет на отношение простых русских к простым украинцам. Ведь несмотря на все анекдоты, обиды и вопросы по Севастополю, взаимоотношения двух народов по-прежнему остаются теплыми.
Сергей Марков, "Институт политических исследований", Москва:
Мое мнение - трагедия с Ту-154 на отношения России и Украины никак не повлияет. Если бы это произошло еще полгода назад, когда наши страны обменивались и колкостями, и достаточно жесткими заявлениями, то, не сомневаюсь, в двусторонних отношениях наступил бы кризис. А сейчас, после стратегического решения президентов Путина и Кучмы на сближение, этот трагический инцидент все постараются как можно скорее забыть. Но я опасаюсь, что в результате такой политики из происшедшего не будет сделано должных выводов о причине трагедии, в основе которой, уверен, лежал "человеческий фактор". А именно - язык, на котором отдавались приказы о запуске.
Леонид Поляков, директор военных программ Центра экономических и политических исследований имени А.Разумкова, Киев:
Хочу заметить, что до сих пор нет официального ответа на вопрос, что же произошло с российским Ту-154. И если уж говорить о том, что самолет был сбит ракетой, то нужно заметить, что на мысе Опук проходили украино-российские учения, и проводились они на российском полигоне. Поэтому следовало бы ответить еще на вопрос, кто планировал и организовывал обеспечение безопасности учений. Ведь кто-то же должен нести ответственность за то, что используемые во время учений ракеты по своим техническим характеристикам выходили далеко за пределы полигона.
Владимир Полохало, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАНУ, Киев:
Сегодня уже почти все, кроме официальных властей, склоняются к версии о причастности украинских военных к гибели российского самолета. Если эта версия будет подтверждена, то случившееся, несомненно, скажется и на украино-российских отношениях, и на внутренней ситуации на Украине, и на отношении Запада к Киеву. С одной стороны, Россия получит еще больше возможностей для давления на Украину, тем более что активное участие в антитеррористической операции в Афганистане объективно усилило роль России в мире вообще и в вопросах формирования нового мирового порядка в частности. Роль Украины соответственно уменьшилась. А если будет официально доказана ее причастность к "делу Ту-154", то имидж страны и ее руководства в глазах Запада очень сильно пострадает - до такой степени, что Запад, у которого и без того руки заняты "великой войной", перестанет "прикрывать и "защищать" украинские власти. Последним останется безропотно перейти в фактическое подчинение России. С другой стороны, украинские власти могут использовать эту трагедию для укрепления своего внутреннего положения, иными словами - для усиления режима, которое может пройти под лозунгами укрепления обороноспособности и усовершенствования военно-оборонных сил. Я бы отметил еще один аспект, который рельефно высветила ситуация с гибелью Ту-154: мифологизацию национальной безопасности Украины.
Валерий Зайцев, политолог, Киев:
Конечно же, если Украина будет признана виновной в гибели Ту-154, она станет более зависимой от России. Но эта зависимость уже сегодня такова, что очень сильно увеличиться не может. Но проблема в том, что может измениться отношение Запада к Украине. Если они "не замечали" ни "кассетного скандала", ни "дела Гонгадзе", ни, в конце концов, такого же "случайного" попадания учебной ракеты в многоэтажный жилой дом в Броварах год тому назад, то дело "граждане Израиля против Украины" Запад игнорировать просто не сможет, ведь вопрос выходит далеко за рамки внутренних проблем Украины.