Общеизвестно, что "крышевание" и "разведение" русских организаций стало за десять лет такой же доходной сферой бизнеса, как и "выбивание" из скудного российского бюджета средств, предназначенных для поддержки русских организаций, причем этим доходным промыслом не брезгуют и лидеры тех организаций соотечественников, которые и без этих бюджетных денег превосходно обходятся за счет собственного бизнеса. Таким образом, политическое иждивенчество при неустанной "заботе о соотечественниках" процветает как внутри России, так и за ее ближними пределами.
Упрямую веру постсоветского человека во всемогущество государства (в данном случае - российского), видимо, не перебить никогда. Как и упрямую веру наших соотечественников в очередные иллюзии: дескать, дайте какой-либо программе статус государственной, обеспечьте русским организациям государственную поддержку - и все пойдет как по маслу. Увы, не пойдет! Может быть еще хуже, если все надежды по-прежнему возлагать только на государство - в то время когда кризис государственности наблюдается во всем мире. Однако ведь мировые диаспоры (еврейская, китайская и др.) как-то живут - и выживают! Почему? Да потому, что их поддерживает национальный бизнес, финансово-промышленные группы, причем такие тенденции (относительно "русского бизнеса") отмечены с недавнего времени и в странах СНГ и Балтии, где русские уже поняли, что рассчитывать можно только на себя. Россия как государство должна не раздавать свои бюджетные средства по принципу "всем сестрам по серьгам" (серег все равно не хватит на всех сестер), а переходить на другой, качественно новый уровень поддержки соотечественников. А именно: нужно поддерживать (в том числе и законодательно) национально ориентированный бизнес как внутри России, так и за ее ближними пределами, в первую очередь те бизнес-группы, которые создают для соотечественников рабочие места, финансируют русские университеты и культурные центры, способствуют повышению уровня жизни русского населения (он, как правило, ниже уровня жизни титульной нации) - словом, занимаются осуществлением конкретных задач.
Поэтому диалог на Конгрессе соотечественников (а он будет, несомненно, трудным - накопилась масса разноуровневых проблем) между российской властью и российскими организациями должен, по сути, идти о новой формуле сотрудничества, поскольку "стратегия" политического иждивенчества должна наконец сойти на нет. Если и говорить о каких-то бюджетных или внебюджетных фондах поддержки русского зарубежья в СНГ, то они, во-первых, должны быть открыты для общественного контроля (дабы не стать очередной кормушкой официальных лиц), а во-вторых, предназначаться скорее всего для помощи в форсмажорных обстоятельствах. После начала контртеррористической операции США в Афганистане и прямой угрозы со стороны талибов стабильности азиатских стран СНГ не исключено, что появится новый поток русских беженцев, например, из Узбекистана или относительно благополучной Туркмении. И Россия должна быть готова к тому, чтобы принять этих людей по-человечески, а затем и обустроить.
Но вот парадокс: кому помогать, как и чем - Россия до сих пор не знает. На подготовительной стадии Конгресса соотечественников выявилось отсутствие полного банка данных об организациях русской диаспоры! Причем этого банка данных нет ни в посольствах, ни в московских структурах. Ни одно российское ведомство не располагает сегодня полными данными и о русской диаспоре дальнего зарубежья - а ведь она по численности мало уступает диаспоре стран СНГ и Балтии, к тому же имеет огромный опыт этнокультурного выживания, давно социально адаптирована и стремится к одному - поддерживать экономические, культурные и информационные связи с Россией. Симптоматично, что некоторые русские организации из дальнего зарубежья уже давно предлагают свою поддержку русским общинам стран СНГ и Балтии. Кстати сказать, этот совершенно новый фактор в долгосрочной стратегии России совершенно не учитывает наша политическая элита, что свидетельствует о "традиционном" (если не сказать - тупиковом) отношении к проблемам соотечественников в Содружестве. Некоторые члены оргкомитета вообще предлагали представителей из дальнего зарубежья не приглашать... А еще за 10 лет, глядишь, и русская диаспора ближнего зарубежья при такой-то "заботе" российской стороны сама собой исчезнет - ассимилируется или эмигрирует.
Конгресс соотечественников, безусловно, событие знаковое. Он может пройти по-разному, более или менее удачно, но сам факт его проведения - показатель значимости этого направления внешней политики для российского государства. Однако, если соотечественники не смогут договориться между собой о взаимной поддержке и общей "линии поведения" в отношениях с Россией и внешним миром, у нашей диаспоры в ближайшем будущем не будет никаких реальных перспектив.
"Если за твоей спиной нет сильной страны и влиятельной диаспоры, ты - никто" - именно так высказался делегат конгресса из Латвии Вячеслав Алтухов. Что ж, своя правда в этих словах есть. Но если среди самих соотечественников не будет ярких личностей, способных сформировать эту влиятельную диаспору (подчеркну еще раз - при поддержке национально ориентированного бизнеса), то боюсь, что лидеры русских общин еще долго будут находиться в статусе "никто". В свою очередь, Россия должна почувствовать и увидеть в своих диаспорах равнозначный себе "субъект переговоров", то есть почувствовать, понять и поддержать "русский мир", который, сформировавшись, должен занять свою нишу в Содружестве.