КОГДА стало очевидным, что на реализацию заявленного первоначально принципа "кто не с нами, тот против нас" у Вашингтона не хватит сил, американские дипломаты решили привлечь на свою сторону максимальное число союзников. Сейчас "проверку Афганистаном" так или иначе проходят все государства, интересы которых могут проявиться в регионе. На днях глава американского военного ведомства Дональд Рамсфелд начал турне по странам, считающимся важными для поддержки предстоящей операции против талибов. В число таковых попали Саудовская Аравия, Оман, Египет и Узбекистан.
Перед вояжем шеф Пентагона особо подчеркнул важность своих предстоящих переговоров в Узбекистане, в частности, ввиду его географического положения. На постсоветском пространстве с Афганистаном граничит не только Узбекистан, но также Таджикистан и Туркмения. Однако Душанбе связан с Россией Договором о коллективной безопасности, а также рядом соглашений в военной сфере, а Ашхабад однозначно объявил о своем нейтралитете. Буквально через пару дней после терактов США предупредили Ашхабад о своих планах в отношении талибов, и туркмены ответили, что готовы предоставить воздушные и наземные коридоры для доставки гуманитарной помощи в Афганистан. Вместе с тем президент Сапармурат Ниязов опроверг сообщения о том, что Туркмения предоставит свою территорию или воздушное пространство для проведения антитеррористической операции.
Хотя вполне можно предположить, что решение о гуманитарной поддержке антиталибской операции далось Туркмении непросто. Власти Ашхабада в целом либерально относились к возможности признания режима "Талибан", коль скоро талибы контролируют чуть ли не всю территорию Афганистана. Президенты Туркмении и Узбекистана неоднократно говорили о намерении предложить правительству муллы Омара принять участие в региональных экономических проектах. Речь шла о строительстве газопровода из Туркмении через территорию Афганистана к пакистанскому городу-порту Карачи. По мнению Сапармурата Ниязова и Ислама Каримова, легальный бизнес помог бы воюющим сторонам сложить оружие. Кроме того, совместный бизнес мог бы стать гарантией от любых попыток территориального передела в регионе и вынудить талибов отказаться от поддержки боевиков Исламского движения Узбекистана.
Новая позиция Ташкента по отношению к Афганистану была определена на заседании Совета национальной безопасности, где Ислам Каримов заявил, что поддерживает решимость США покончить с терроризмом, что Узбекистан готов внести свой вклад в ликвидацию баз и лагерей террористов в Афганистане и может предоставить в этих целях свое воздушное пространство. Причем узбекская сторона не раз подчеркивала, что готова предоставить США только воздушное пространство. Однако до сих пор муссируются слухи о том, что американские военные самолеты уже приземлялись на узбекских аэродромах и даже доставили туда персонал и оборудование. По данным "Вашингтон пост", для нанесения ударов по Афганистану могут быть использованы три бывшие советские военно-воздушные базы на территории Узбекистана. Ссылаясь на официальные источники и независимых аналитиков, газета пишет: "Хотя Узбекистан публично еще не признал, что достигнутая договоренность включает также использование баз ВВС, высокопоставленный правительственный чиновник сказал в интервью, что это произойдет. Таким образом, он предоставил самое конкретное подтверждение американо-узбекской сделки".
Вместе с тем официальные источники в Ташкенте и посол США в Узбекистане Джон Хербст отрицали сообщения о том, что 22-23 сентября в Ташкенте произвели посадку два американских военно-транспортных самолета, высадив более 200 американских военнослужащих и выгрузив несколько десятков тонн технического имущества (в том числе и разведывательного назначения). Но, несмотря на официальные опровержения, талибы не оставили без внимания эту информацию и намекнули Ташкенту, что ему не поздоровится в случае оказания поддержки США. Глава внешнеполитического ведомства талибов Вакиль Ахмад Мутавакиль призвал узбеков проявить мудрость и "не вмешиваться в эти дела". Причиной для гнева Мутавакиля стали сообщения о том, что сбитый талибами американский самолет-разведчик вторгся в воздушное пространство Афганистана из Узбекистана.
Убоявшись талибских угроз, Узбекистан прекратил все полеты своих пассажирских и грузовых самолетов через территорию Афганистана. Как сообщает Интерфакс со ссылкой на представителя авиакомпании "Узбекистон хаво йуллари", авиарейсы в Юго-Восточную Азию, проходившие транзитом через Афганистан, следуют теперь в облет. В авиакомпании отметили, что это решение принято в целях безопасности несмотря на то, что удлиняется время полетов и увеличиваются расходы (ежедневно только из Ташкента осуществляется до 9 рейсов, в частности это маршруты до Дели, Куала-Лумпура и Джакарты).
Скорее всего это трудности временные, хотя и неопределенного времени. В случае начала американской операции в Афганистане узбекским летчикам еще долго не придется летать над афганскими горами. Очевидно, однако, что такого рода неудобства могут с лихвой окупиться за счет американской финансовой помощи, а также карт-бланша на решение внутренних проблем. Вполне реально также, что борьба Ислама Каримова с Нурсултаном Назарбаевым за лидерство в регионе может закончиться победой первого. Да и в отношениях с другими соседями "правда" будет скорее всего на стороне Узбекистана: можно будет с легкостью решать пограничные проблемы, а также вопросы оплаты за поставляемые природные ресурсы.
Хотя заметим, что у Запада уже есть свой план на тот случай, если центральноазиатские лидеры начнут решать свои проблемы, "наживаясь" на американской трагедии. Базирующаяся в Брюсселе Международная кризисная группа опубликовала доклад о будущем пяти центральноазиатских стран в связи с предстоящими действиями США в Афганистане. Докладчики констатируют, что страны Центральной Азии оказались в центре основных дипломатических и военных действий против международного терроризма. Влияние таких действий на регион огромно, и они должны проводиться предельно осторожно, чтобы избежать дальнейшего роста нестабильности. Авторы документа считают, что за скорыми военными и гуманитарными акциями США должны последовать долгосрочные действия по политической и экономической стабилизации региона. По мнению директора Азиатской программы группы Роберта Темплера, стратегическое сотрудничество международного сообщества с авторитарными режимами региона может привести к неожиданным последствиям. Международное сообщество сделает большую ошибку, если позволит руководителям Центральной Азии усилить свое авторитарное правление в качестве платы за сотрудничество против терроризма.
Среди факторов, которые могут негативно повлиять на Узбекистан в ходе американской антитеррористической операции, эксперты называют наплыв афганских беженцев, а также возможное обострение в среде радикальных сторонников ислама в Ферганской долине и других регионах страны. Что касается фактора, угрожающего стабильности страны и власти самого Каримова, то несколько обнадеживающе выглядит позиция руководства Духовного управления мусульман Узбекистана, пообещавшего участвовать в Международной исламской конференции в Москве под девизом "Ислам против террора". "Террористы в Узбекистане, Чечне, в США, в любом другом уголке земного шара - это прежде всего преступники, под ногами которых должна гореть земля", - считает глава Духовного управления мусульман республики муфтий Абдурашид Бахромов. Однако всем известно, что те, чья реальная власть царит в Ферганской долине, озабочены не столько возвращением к исламским истокам, сколько возможностью свержения режима лидеров, которых может подвести самонадеянность. В этом контексте ожидаемая американская поддержка вряд ли приведет к стабильности в регионе.