КАК СТАЛО известно, на 4 октября назначено подписание соглашения о реструктуризации газовых долгов Украины Российской Федерации. Фактически речь идет о списании почти половины долга (из более чем 2,5 млрд. долл. украинская сторона признает лишь 1,362) и рассрочке платежей на 12 лет. Причем Украина не считает этот долг государственным, с чем российская сторона также согласилась. Все это происходит на фоне заявлений о намерении Киева начать реэкспорт транзитного, то есть по сути ворованного газа.
Судя по всему, тезис Бориса Ельцина "проснулся, думаю: что еще не сделал для Украины?" остается лейтмотивом для тех, кто отвечает за реализацию политики Москвы в отношении Украины. Нет ничего в нынешней политике украинских властей, что оправдывало бы такую помощь им в решении экономических проблем. Курс на дерусификацию, вытеснение из общественной жизни русского языка и культуры остается неизменным. Отделение Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата, то есть церковный раскол, официально объявлен президентом Леонидом Кучмой целью государственной политики. Простив воровство и долги, Россия тем самым лишается одного из рычагов воздействия на политику Киева. Мы продолжаем заниматься бессмысленной благотворительностью, не получая ничего взамен постоянных уступок и теряя возможности для реализации наших национальных интересов.
Вся эпопея с реструктуризацией, где не должник, а кредитор почему-то выглядит все время оправдывающимся и всем обязанным, еще раз показывает ущербность российской политики на этом направлении. И заставляет повнимательнее присмотреться к тем, кто сегодня задает тон для нашей власти в российско-украинских отношениях. На Украине и в Крыму в будущем году пройдут парламентские выборы. И ни для кого не секрет, что некоторые наши политтехнологи - Глеб Павловский, Сергей Марков, Марат Гельман - осваивают новое поле деятельности. В этом нет ничего зазорного. Но тогда надо или перевести их полностью на госбюджет, или, если они так заинтересованы в украинских заказах, оградить от их советов политику Российской Федерации.