ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ситуация в мире после терактов в США претерпела кардинальные изменения, и дело не столько в том, что разные страны декларируют свое стремление объединить свои усилия в борьбе с международным терроризмом, сколько в том, что США и НАТО под этим предлогом готовятся гораздо быстрее, чем обычно, "осваивать" постсоветское пространство СНГ в непосредственной близости от российских границ. А поскольку борьба с терроризмом, как все понимают, это процесс, растяжимый на десятилетия, то, следовательно, и базирование сил США и альянса, например в Таджикистане, Узбекистане, а также в Грузии и Азербайджане, станет фактически пожизненной оккупацией России и стран Содружества. В этом контексте уход российских войск из Приднестровья необратимо разрушает баланс сил во всем Причерноморье - а именно этого последовательно добиваются США. По информации нашего источника, администрация США предъявила российской стороне нечто вроде ультиматума, который в общем виде звучит так: если Россия не уйдет в спешном порядке из Приднестровья (а в итоге - из всего Причерноморья), то США разместят свои базы в Грузии и Азербайджане. Недавнее "встречное" предложение Грузии, опекающей "хороших" чеченских террористов, предоставить бывшие российские базы американцам для борьбы с "плохими" террористами - талибами (а заодно и для "защиты" Грузии... от России), выразительно свидетельствует о том, что время исхода России из европейского пространства СНГ заметно сократилось. Так что и без всякого выполнения Россией "приднестровского" ультиматума США все равно разместят свои военные силы в непосредственной близости от российских границ. Уход российских войск из Приднестровья окончательно замкнет цепочку теперь уже военной "опеки" США над Россией по всему периметру российских границ (Молдавия, Украина, Центральная Азия, Закавказье).
Приднестровье является в силу сложившихся исторических обстоятельств геополитическим узлом, который США намерены как можно скорее разрубить, полоснув по живым людям, судьбы которых, как и их права, не волнуют сверхдержаву, ибо эти "бесхозные" граждане не проживают в Нью-Йорке или Вашингтоне. Однако судьбы приднестровцев должны волновать Москву хотя бы по той простой причине, что в ПМР живут 80 тыс. граждан РФ, да и права всех остальных не могут быть "непризнанными" только потому, что более 700 тыс. человек живут в "непризнанной" республике: на этот счет весьма однозначны международные документы, в которых говорится, что соблюдение прав человека не зависит от статуса региона или страны.
Парламентская комиссия по содействию в урегулировании политической и экономической ситуации в Приднестровье, побывав в регионе в начале сентября, обсудила новые, весьма тревожные для России реалии и намерена в ближайшее время, после очередного заседания, озвучить свои выводы перед большинством депутатов. Поскольку российскому парламенту, надо полагать, не безразличны российские интересы в странах Содружества, точнее - агрессивное наступление на эти интересы прежде всего со стороны США в нынешней Большой Игре.
Одним из элементов такой игры стала новая экономическая, политическая и информационная блокада Приднестровья со стороны официального Кишинева, причем только за месяц экономической блокады региону был нанесен ущерб в 4 млн. долл. (так что гуманитарная помощь Тирасполю от Московской городской Думы в начале сентября подоспела вовремя). Председатель парламентской комиссии Георгий Тихонов счел необходимым в первый же рабочий день Госдумы РФ направить письмо президенту России Владимиру Путину, в котором говорится: "Ситуация, складывающаяся сегодня во взаимоотношениях Молдовы и Приднестровья, не может не вызывать тревогу за судьбы людей, в том числе и восьмидесяти тысяч граждан Российской Федерации, проживающих в Приднестровье, в связи с тем, что молдавской стороной поставлены под угрозу все ранее достигнутые договоренности о нормализации отношений между Кишиневом и Тирасполем". В письме депутата подчеркивается, что с 1 сентября 2001 г. Республикой Молдова изменен в одностороннем порядке механизм таможенного обеспечения, что является нарушением соответствующего двустороннего решения от 1996 г., подписанного и утвержденного странами-посредниками и ОБСЕ. К тому же недавняя беспрецедентная акция МИД РМ - направление во все дипломатические миссии, аккредитованные в республике, "черного списка" приднестровских руководителей разных уровней, которым "не рекомендуется" открывать визы для выезда за пределы Молдавии, - говорит о том, какого рода шаги способны вообще сорвать переговорный процесс. Таким образом, Республика Молдова диктует не столько Приднестровью, сколько России, куда ей следует "не пущать" своих же граждан, что можно расценивать и как вмешательство во внутренние дела другой страны. Подобные акции, по мнению депутатов Госдумы, нарушают и Меморандум, в котором сказано, что Приднестровье имеет право "самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической и культурной областях". Однако блокада Приднестровья со стороны Кишинева сводит на нет и эти контакты, особенно с российскими регионами, где по настоянию лидеров РМ фактически арестовываются грузы из Тирасполя, что приносит приднестровцам существенные убытки. В течение ряда лет молдавские лидеры с упорством, достойным лучшего применения, утверждают, что Приднестровье экспортирует в Россию оружие и наркотики, но никаких доказательств до сегодняшнего дня не представлено. Собственно говоря, Большая Игра (как мы уже видели на примере Югославии и Македонии, а теперь и Афганистана) и не требует никаких доказательств, кроме принципа известной басни, где запрограммированная "виноватость" только одной стороны объясняется исключительно хорошим аппетитом другой, что свидетельствует об однозначном итоге подобного "конструктивного диалога".
Нынешняя ситуация в Приднестровье, с учетом поспешного уничтожения российского оружия, а также негласного сокращения численности ОГРВ, чревата тем, что она быстро развивается при полнейшем отсутствии каких-либо гарантий безопасности Приднестровью. Но сегодня, как уже говорилось, речь идет о национальной безопасности самой России, что уже по определению не может быть предметом рассмотрения только одной парламентской комиссии или даже нескольких "профильных" комитетов. Неплохо бы поинтересоваться реальным положением дел в регионе и самой исполнительной власти.
Парламентская комиссия считает, что предпринятые Молдавией действия не способствуют переговорному процессу, а попытки разрушить созданную за последние годы договорно-правовую базу урегулирования отбрасывают регион на девять лет назад, "к черте силового противостояния, перечеркнув тем самым продуктивные миротворческие усилия России". По мнению депутатов Госдумы, "ситуация, созданная в Приднестровье, наносит непоправимый ущерб интересам России". Именно поэтому они решили обратиться к президенту Путину с просьбой об его участии в разрешении серьезных проблем.