ПОХОЖЕ, что недавние трагические события в Америке серьезно отразились и на украинской внутриполитической жизни, причем речь идет не только о вопросах усиления борьбы с международным терроризмом, но и о подготовке к предстоящим через полгода парламентским выборам.
В минувший четверг украинские законодатели проигнорировали сообщение о заложенной в здании Верховной Рады бомбе и в очередной раз вернулись к рассмотрению закона о выборах. 13 сентября стало действительно роковым днем для противников президентской комбинации, предусматривающей равное по численности представительство депутатов, избранных по мажоритарной системе и по партийным спискам. На этом заседании в очередной раз была продемонстрирована возможность работы президентской команды с парламентом, ибо, слегка посопротивлявшись, депутаты все же приняли президентские поправки и таким образом отказались от идеи формирования парламента с "партийным перевесом". Напомним, что несколько месяцев подряд Рада пыталась "сохранить лицо" и отстоять соотношение сил 75:25 в пользу партийных списков. Единственное, на чем пока продолжают настаивать народные избранники, - это на сохранении практически прежних сроков проведения избирательной кампании - 170 дней, хотя Леонид Кучма предлагает этот срок сократить до 90 дней. Также депутаты согласились с президентскими замечаниями, согласно которым в выборах могут участвовать только те партии, которые зарегистрировались не позже чем за год до дня выборов (т.е. до 31 марта нынешнего года), и утвердили норму формирования окружных избирательных комиссий, по которой участие в формировании комиссии могут принимать только партии, преодолевшие 4-процентный барьер на прошлых выборах.
Леонид Кучма, к которому уже достаточно давно вернулись прежние (до кассетных разоблачений) самоуверенность и специфическая манера общаться, заявил: "Посмотрим, какой он там, этот закон. Если в нем не будет противоречий Конституции, я подпишу обязательно". По мнению ряда аналитиков, Кучма действительно может подписать новый закон о выборах, даже согласившись с полугодовой предвыборной подготовкой. Того, к чему настойчиво стремились и сам глава государства, и его команда, удалось добиться. Теперь противники президента оказались в достаточно сложном положении, потому что у них практически не осталось времени, чтобы начать изменения предвыборных тактик и стратегий. Победа Кучмы во многом означает, что активное строительство громоздких предвыборных блоков и объединений, коими в последнее время были увлечены украинские политики, практически утратило смысл. Перетасовка парламентской колоды с миграцией депутатов из блока в блок потеряла актуальность, и теперь как политическим структурам, так и отдельно взятым депутатам придется задуматься над выбором: партийный список или все-таки мажоритарный округ. Проще всего будет опять же пропрезидентским силам, поскольку они должны были получить президентские если и не гарантии, то обещание о выделении им части административного ресурса на местах. Ну а для Кучмы и его сторонников с точки зрения стратегии вообще ничего нового придумывать не надо, поскольку все вернулось на круги своя. А поскольку (с учетом всех последних скандалов) глава государства приложил максимум усилий для укрепления вертикали власти, то, например, заявление лидера украинских коммунистов Петра Симоненко о том, что Кучма строит новый парламент по клановому принципу, вполне похоже на правду. (Впрочем, товарищ Симоненко при этом скромно умолчал, что коммунисты так или иначе останутся в новой Раде весьма весомой частью.)
На днях президент посетил Ялту, где принял участие в совещании с руководством Крымской автономии, представителями меджлиса и местных органов власти. В частности (явно с учетом последствий американских терактов), глава государства заявил, что не допустит разжигания в Крыму межнациональной розни и что по этому поводу он уже дал поручение Совету безопасности принять все меры для предотвращения подобных проявлений. Кучма не случайно предпочел сделать такие заявления именно в Крыму, потому что проблемы крымско-татарского населения начиная от земельных вопросов и заканчивая представительством во властных структурах всех уровней автономии давно перешли в разряд самых наболевших и взрывоопасных. Так, недавно в комментариях ряда СМИ прозвучала информация о том, что крымские татары вновь вернулись к вопросу о квоте в местном парламенте. Между тем нынешние власти Крыма (равно как некоторые политические силы в Киеве) категорически против этого. Однако в понедельник Леонид Кучма неожиданно заявил, что он не подпишет закон Крымской автономии о выборах, пока там не будет введена стопроцентная мажоритарная система.
Понятно, что этим заявлением президент прежде всего преследовал цель смягчения межнациональной напряженности, но одновременно вполне можно допустить, что его слова вызовут новый виток споров вокруг закона о выборах, потому что немалому числу разнополярных политических сил появление "мажоритарного анклава" придется явно не по душе.
И уж совсем маловероятно, что угроза возникновения фактора исламского экстремизма и фундаментализма способна в обозримой перспективе актуализироваться на Украине. Во всяком случае, председатель меджлиса Мустафа Джемилев заявил, что подобные слухи не имеют под собой основания, а распространяют их недобросовестные политики, которые заинтересованы в дестабилизации ситуации как в Крыму, так и на Украине.
Харьков