НАХОДЯЩИЙСЯ в Сочи президент Российской Федерации должен озвучить вариант участия Москвы в операциях под эгидой США против международного терроризма. И в зависимости от принятого после многосуточных консультаций решения Россия либо усилит свое влияние в странах так называемого ближнего зарубежья, либо в значительной степени утратит свои нынешние позиции.
Обычно крупное государство, дистанцировавшееся от активного следования в фарватере чужих решений, могло рассчитывать на выигрыш времени и дивиденды в случае неуспеха акции, к участию в которой его призывали. Можно обратиться к примерам: те же США долгое время не принимали участия ни в Первой, ни во Второй мировых войнах, и только когда их непосредственные интересы могли серьезно пострадать или же серьезно страдали, подключались к потенциальному союзнику и получали в итоге значительную часть "доли победителя". Швеция и Швейцария вообще не принимали участия в мировых войнах - и ничего плохого, кроме хорошего, им это не принесло.
Но Россия и сегодняшняя ее дилемма - не тот случай. Напомним, что американская трагедия 11 сентября 2001 года не стала для Содружества Независимых Государств чем-то принципиально новым - большинство государств СНГ прекрасно знает уже несколько лет, на что способен исламский радикализм в его террористических проявлениях. В силу отсутствия собственных возможностей для защиты такие государства, как Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, вынуждены искать могущественных союзников. Пока что наиболее серьезную помощь Душанбе и Бишкеку оказывали из Москвы, да и "равноудаляющийся" Ташкент приобретает вооружения и готовит свой офицерский корпус в России. В состоянии неуверенного ожидания пребывает и самый крупный и верный наш союзник в Центральной Азии - Казахстан.
Если Владимир Путин доведет свой ответ Вашингтону до конкретных обещаний активного участия в операции против террористов в Афганистане, то он приобретет статус Главного Союзника США в Южном субрегионе СНГ - и тогда все последующие решения властей центральноазиатских стран будут являться (или выглядеть, что в данной ситуации одно и то же) лишь следствием решения Москвы. Если же российский ответ на предложения США будет неконкретным, расплывчатым и не содержащим серьезных элементов военной помощи, то любая более конкретная, чем у России, совместная с американцами деятельность среднеазиатских государств будет означать фактический выход их из сферы влияния и интересов России. А пока что обстановка настолько сложна, что американо-узбекистанский военный проект не выглядит невозможным. Равно как и Бишкек не сможет противиться настоятельным просьбам из Вашингтона в случае, скажем, ухода части бенладеновских людей на территорию Киргизии через горные районы Таджикистана.
США имеют и еще всерьез не задействованные рычаги влияния на Таджикистан и Киргизию. Во всяком случае, визит в регион на будущей неделе крайне влиятельного и авторитетного как на Западе, так и в Центральной Азии мирового лидера исмаилитов Ага Хана IV в нынешних обстоятельствах выглядит как специальная миссия.
Владимир Путин перед сложной проблемой. Ему предстоит выбрать из нескольких зол, но, похоже, что хорошие отношения с арабскими странами (такими, как Египет, Сирия, Иордания) не зависят от степени российского участия в атаках на Афганистан. Палестино-израильское урегулирование довольно умелыми действиями США в последние дни также оказалось за скобками воздействия будущей антитеррористической операции. Иран выбывает из списка "активных террористов" (подробнее об этом см. в завтрашнем номере "НГ") и не будет оппонировать поддерживающей Вашингтон Москве. Судьба же мира в азиатском подбрюшье СНГ была непредсказуема и без активизации США: талибы медленно, но верно укреплялись в Афганистане, и вторжение их или поддерживаемых ими сил в Содружество, согласитесь, было только вопросом времени.
Встав рядом с уязвленными США сегодня, Россия завтра сможет реально претендовать и на роль Главного Миротворца в будущих центральноазиатских коллизиях. Да и в других странах СНГ высокая степень сотрудничества Москвы и Вашингтона будет однозначно воспринята как сигнал: перестаньте одновременно сидеть на двух стульях - мебель российской сборки удобна, и это признано американским ОТК.
Особенно актуальна такая пока что гипотетическая модель, скажем, для сегодняшней Грузии.
МОЖНО предположить, что Москва уже просчитала все эти обстоятельства. Недавние достаточно жесткие заявления министра обороны Сергея Иванова относительно того, что территория стран Содружества ни под каким видом и ни в какой форме не может стать плацдармом для американской операции возмездия, вчера были фактически мягко дезавуированы руководителем российского внешнеполитического ведомства Игорем Ивановым. По его словам (в интерпретации Интерфакса), вопрос о предоставлении или непредоставлении своих военных баз американцам для нанесения ударов по Афганистану, формах и методах сотрудничества с Вашингтоном является внутренним делом каждой из стран СНГ. Таким образом, Москва послала США более чем понятный и весьма обнадеживающий импульс, который, безусловно, будет оценен американской стороной по достоинству. Ведь это де-факто развязывает руки Вашингтону, давая возможность в каждом отдельном случае договариваться с тем или иным постсоветским государством, исходя из требований момента и военно-стратегического расклада, который, как известно, изменчив. Например, с Украиной, где на уровне руководства парламентским комитетом по обороне и безопасности уже говорится о готовности предоставить воздушное пространство страны для пролета бомбардировщиков.
Впрочем, уже почти все страны Содружества заявили, что готовы так или иначе поддержать Америку. Другое дело, что в ряде случаев речь идет лишь о продиктованных политкорректностью декларациях, а в других - о предметах вполне конкретных, причем не всегда связанных с событиями в Америке. Так, если руководство Таджикистана, вновь подтвердив готовность "сотрудничать со всеми странами в борьбе против терроризма", одновременно по-прежнему отвергает идею возможности ввода на свою территорию воинского контингента США, то, например, Азербайджан в лице Гейдара Алиева, как сообщает бакинское информагентство "Билик Дуньясы", считает, что против террористов "могут быть осуществлены любые меры". Но любопытно, что при этом азербайджанский президент готов применить эти меры в собственной стране против "армянских террористов". О возможностях более предметной помощи Вашингтону со стороны Баку азербайджанский лидер умолчал.
Зато совершенно определенные высказывания последовали со стороны Эдуарда Шеварднадзе. На совещании с руководителями силовых ведомств страны он подчеркнул, что "Грузия в случае соответствующей просьбы США может предоставить свою территорию и воздушное пространство американским войскам для проведения операции возмездия".
Проблема, однако, не только в том, что Вашингтон с подобной просьбой к Грузии пока не обращался и вряд ли без острой необходимости обратится, учитывая удаленность этой страны от вероятного театра военных действий и неготовность местных аэродромов обеспечить прием и обслуживание американских военно-транспортных и боевых самолетов. Сегодня Тбилиси как раз и пытается усидеть одновременно на двух стульях, с одной стороны, провозглашая свою безграничную готовность к бескомпромиссной борьбе с терроризмом в любых межгосударственных раскладах, а с другой - явно не желая активизироваться в направлении нейтрализации чеченских боевиков на собственной территории. Более того, грузинская сторона опасается, что Москва "под прикрытием трагических событий, имевших место в США 11 сентября", имеет целью "перенести военные действия в Чечне на территорию Грузии". В этой связи грузинский МИД заявил, что "не допустит использования своей территории для проведения военных операций другим государством". Приходится предположить, что в Тбилиси либо не считают США "другой страной", либо не видят во всем происходящем очевидных двойных стандартов. Более того, грузинские правоохранительные органы по-прежнему отказываются выдать российской прокуратуре 13 чеченцев, подозреваемых в участии в бандформированиях, требуя неопровержимых доказательств того, что эти люди являются бандитами. Но ведь именно для тщательного расследования этого вопроса Москва просит их экстрадировать.
Впрочем, из сообщений нашего корреспондента в Тбилиси Нодара Броладзе можно заключить, что для Эдуарда Шеварднадзе, как и для Гейдара Алиева (который, напомним, пока не изнемогает в борьбе с расположенными на территории Азербайджана многочисленными "культурными" и "информационными" центрами так называемой Ичкерии), сложившаяся ситуация является лишь удобным поводом в очередной раз попытаться наказать доморощенных "сепаратистов", причем, разумеется, сделать это чужими руками. Поэтому Шеварднадзе предлагает создать "антитеррористическую коалицию", куда Грузия вступит безоговорочно, ибо является страной, "которой на протяжении последнего десятилетия был нанесен большой ущерб от всяких разновидностей террористических действий". Покритиковав Совет Безопасности ООН за то, что его резолюции являются пустыми декларациями, а не приказами, обязательными для выполнения, грузинский лидер назвал СБ "беспомощным образованием", формы работы которого "исчерпали свои возможности". В этих условиях следует "защитить дорогие для нас ценности или погибнуть в этой борьбе".
Впрочем, непонятно, как именно и где конкретно Тбилиси будет "защищать дорогие ценности". Думается, все-таки не в Панкисском ущелье, где сосредоточено немало чеченских боевиков. Потому что эти решительные люди могут не понять возвышенных мотивов "грузинской защиты" и преподнести официальному Тбилиси целый ряд очень неприятных сюрпризов. А вступать в антитеррористическую коалицию с Москвой здесь по-прежнему не желают...