В СОВРЕМЕННЫХ условиях диапазон политических и экономических мер, проведение которых российское государство может себе позволить в Центральной Азии, зависит прежде всего от уровня экономического и политического сотрудничества со среднеазиатскими республиками и от других факторов, в числе которых немаловажное место занимает фактор складывающегося у россиян образа Республики Таджикистан и ее руководства.
Авторами проведен анализ публикаций в российских СМИ и в мировых научных и научно-публицистических изданиях по пяти среднеазиатским республикам. Анализ проводился на основе 300-600 публикаций, вышедших за 7 месяцев этого года по каждой республике (несколько больше по Казахстану, Таджикистану и Киргизии, несколько меньше по Туркменистану и Узбекистану).
Можно заключить, что Узбекистан предпочитает идти "закрытым" путем через неофициальные переговоры и консультации с российскими чиновниками, Туркмения и Таджикистан не занимаются целенаправленной деятельностью по улучшению своего образа в России (а Туркмения вдобавок вообще присутствует в российском информационном пространстве незначительно), работа с российскими СМИ ведется неактивно, персонифицированный пиар чаще негативный, чем позитивный.
Практически ни одна среднеазиатская республика не ведет комплексной пиаровской деятельности по созданию положительного имиджа у российского населения и не понимает всей важности имиджа для повышения авторитета правительства и страны в целом в международном сообществе.
Наибольший негативный потенциал публикаций в российских СМИ падает на главного российского союзника в регионе - на Республику Таджикистан.
Казахстан является единственной среднеазиатской республикой, которая осуществляет попытки вести осмысленную пиаровскую работу в российских средствах массовой информации.
События в Таджикистане развивались по уникальному для региона Средней Азии сценарию. Гражданская война, которая началась здесь в результате сильнейшего социального и политического кризиса и вылилась в форму борьбы за власть между различными этническими группами таджиков, имеет результатом практически полную деградацию промышленного комплекса и сельскохозяйственного сектора. В этнополитическом плане страна отброшена на много десятилетий назад: набирает силу процесс ирредентизма, трудно поддается регулированию конфликт между региональным сознанием арабов, тюрков и узбеков и носителями национального сознания - представителями титульной нации - таджиками, экспертами фиксируется архаизация массового сознания и поведенческих стереотипов, которая увеличивает разрыв целей и интересов между государством и населением.
В открытой печати существует множество публикаций обличительного характера по Таджикистану, показывающих первых лиц государства и членов правительства в весьма невыгодном свете. Наиболее часто используются следующие темы: кланово-местнический характер формирования силовых структур в "недружественных" районах; предпочтение силовых решений конфликтов со СМИ, отдельными журналистами, политиками; противозаконная в прошлом деятельность некоторых чиновников из числа руководства страны и министров; связь чиновничества с организованной преступностью; попустительство наркотрафику из Афганистана через территорию РТ; поддержка исламистов официальными лицами РТ; поддержка после мятежа полковника Худойбердыева боевиков ИДУ; убийства представителей различных международных государственных и негосударственных организаций; покушения на первых лиц государства вплоть до президента, спикеров парламента и вице-премьеров правительства.
Все это не добавляет авторитета ни президенту, ни государству, ни политике Таджикистана в целом. Усилия руководства республики по исправлению социально-экономического и политического положения Республики Таджикистан в этом случае получают совсем иное прочтение, часто противоположное. В результате такого подхода к освещению внутритаджикской действительности не получают развития потенциально возможные социальные и экономические проекты с различными странами Средней Азии, но в первую очередь с Россией и российскими регионами.
Вопрос создания позитивного отношения к Таджикистану со стороны мирового сообщества может быть решен только через систему комплексных мероприятий. В мире руководители государств хорошо понимают важность и эффективность вложений в собственный пиар и в пиар своей страны. Президенты и премьер-министры Аргентины, Мексики, Бразилии, других стран, приезжая в Нью-Йорк, первым делом идут на Уолл-стрит, рассказывают инвесторам и журналистам о своих антикризисных программах, поскольку знают: они зависят от западных денег. Как действуют в подобном качестве наши партнеры по СНГ? 19 июля 2001 г. казахский консул Берик Садыков попытался вручить судебную повестку бывшему премьер-министру Казахстана Акежану Кажегельдину прямо в здании американского конгресса. Сделано это было во время слушаний по свободе слова и правам человека в Казахстане Комитета по международным отношениям и, вполне естественно, было расценено как попытка запугать Кажегельдина и других оппозиционеров. Оскорбленные конгрессмены специальным заявлением от 21 июля обязали посла Каната Саудабаева принести официальные извинения. Безусловно, консул Садыков не действовал самостоятельно, а осуществлял поручение казахского МИДа, и кто-то в Алма-Ате или Астане "хотел как лучше". Можно не сомневаться, что в результате этой акции позиция нового посла США в Казахстане Ларри Наппера будет резко ужесточена, также как и ухудшатся позиции Назарбаева и казахских нефтяных корпораций в разыгрывающемся в США "Казахгейте". В этом же ключе следует оценивать попытки таджикских и узбекских спецслужб проводить аресты оппозиционеров за пределами своей республики, в том числе и непосредственно в Москве.
Первое, с чем связывают имидж Таджикистана, - наркотики и боевики. Даже такая тема может быть освещена в положительном ключе совместного противостояния силовиков СНГ этой угрозе.
Проанализируем публикации по вооруженным группировкам в Таджикистане, вошедшим в состав официальных структур или оставшимся нелегальными. Таких публикаций о Таджикистане даже больше, чем по наркотикам. Выделяются даже зоны, неподконтрольные президенту Рахмонову. Важен не точный список неподконтрольных правительству зон влияния, а общий вывод, вытекающий из подобных публикаций: причина внутриполитической нестабильности Таджикистана коренится в самостоятельности бывших командиров, вошедших после национального примирения в состав официальных структур. Но так ли это? Позволим себе предположить, что причины коренятся в более раннем периоде. Таджикистан по уровню жизни и по промышленному развитию традиционно шел в "тройке бедных" республик (наряду с Арменией и Киргизией), традиционно замыкающих в той или иной последовательности все статистические таблицы по СССР. Промышленная неразвитость республики усугублялась несбалансированной миграционной политикой: последовательно, с 1930-х по 1980-е годы, в республики насильственно переселялись большие массы населения из Каратегина, Дарваза, Ходжента (Ленинабада), Матчи, Куляба, Ягноба, а также из некоторых районов Узбекистана. Чаще всего насильственные переселения производились в Дальверзинскую степь, в долину Вахша, в кургантюбинские районы с целью быстрого подъема хлопкосеющих хозяйств. В результате происходили негативные явления, многие из которых отсутствовали в соседних Узбекистане и Киргизии.
К гражданской войне 1992-1997 гг. республика подошла в состоянии нестабильности: значительные группы населения имели реваншистские настроения (ленинабадцы), надежду на доступ к высшей власти (каратегинцы и памирцы) и веру в прекращение неравенства (кулябцы).
Напомним, Узбекистан и Россия поддержали одну сторону в гражданской войне, а впоследствии Россия сумела убедить таджикское руководство в необходимости национального примирения и допуска лидеров Объединенной таджикской оппозиции к властным постам. В подобных условиях контроль со стороны кулябцев (Рахмонов, Убайдуллаев и др.) над силовыми структурами, в том числе и в "недружественных регионах", остается единственной гарантией сохранения гражданского мира и социальной стабильности.
России необходимо это учитывать, а не отдалять от себя целые регионы и группы руководителей резко критическими публикациями и разоблачениями, зачастую вносящими дальнейший разлад в отношения между этно-территориальными группами в республике. Ибо стабильность Таджикистана жизненно важна для удержания "южного направления" в зопасности самой России.