ВЧЕРА Алма-Ата стала столицей сразу двух интеграционных объединений. В первой половине дня прошла встреча глав правительств государств - участников Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а под вечер здесь собирались премьер-министры стран Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Российскую сторону на обоих заседаниях возглавлял председатель правительства Михаил Касьянов, который еще до начала мероприятий встретился за деловым завтраком с премьер-министром Казахстана Касымжомартом Токаевым, а затем побеседовал с главой таджикского правительства Акилом Акиловым.
Памятуя о недавних событиях в США и известии о гибели лидера антиталибской коалиции Ахмад Шаха Масуда, можно предположить, что в ходе бесед Касьянова с Токаевым и Акиловым речь шла о координации усилий по борьбе с международным терроризмом. Обсуждалась эта проблема и во время встречи премьер-министров России, Китая, Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана, которые, кстати, приняли совместное заявление по поводу терактов в США. В документе, в частности, выражаются соболезнования американскому народу и подчеркивается, что "международный терроризм превратился в угрозу для всего человечества, его можно победить только объединенными усилиями государств", а страны ШОС ведут активную борьбу в этом направлении, в том числе в рамках шанхайской конвенции о борьбе с сепаратизмом, терроризмом, экстремизмом.
Здесь уместно напомнить, что "предок" ШОС - Шанхайская пятерка занималась в первую очередь проблемами безопасности. А в июне этого года с вступлением в "пятерку" Узбекистана президенты уже шести государств подписали Декларацию о создании Шанхайской организации сотрудничества. Тогда же были расширены полномочия новой организации, и, кроме решения проблем безопасности, страны ШОС договорились развивать торгово-экономические отношения, учитывая нормы и правила ВТО, расширять инвестиции в свои экономики, осуществлять совместные экологические программы, развивать транзитный потенциал.
Поэтому, поговорив о бесчинствах международных террористов, главы правительств шести государств перешли к обсуждению экономических проблем. Учитывая расширение состава организации, российский премьер-министр предложил усилить ее экономическую составляющую. В этом направлении на заседании ШОС был принят меморандум об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций. Одним словом, как заявил на итоговой пресс-конференции Михаил Касьянов, "с сегодняшнего дня масштабы работы ШОС - ключевой международной организации на евразийском континенте - охватят все сферы жизнедеятельности ее стран-участниц". По данным российского премьера, в прошлом году товарооборот России с государствами ШОС составлял 12 млрд. долл., а с подписанием меморандума, по прогнозам Касьянова, эта цифра должна возрасти. В пользу расширения взаимодействия между участниками этой организации говорит и то, что в настоящее время полным ходом идет подготовка долгосрочной программы многостороннего сотрудничества в рамках ШОС, а в скором времени будет согласована хартия Шанхайской организации сотрудничества, которую предполагается подписать летом 2002 г. в Санкт-Петербурге.
После заседания ШОС Михаил Касьянов принял участие во встрече глав правительств ЕврАзЭС, на которой присутствовал и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Премьеры России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана обменялись информацией об экономическом положении их стран. Кроме того, сообщает РИА "Новости", они обсудили предложения по дальнейшей гармонизации и унификации акцизной политики государств ЕврАзЭС, проект соглашения об информационном взаимодействии государств Сообщества по пограничным вопросам, проект бюджета на 2002 г., а также вопросы энергетической политики, таможенного сотрудничества и взаимодействия в сфере железнодорожного транспорта.
В перерыве между заседаниями ШОС и ЕврАзЭС Касьянов провел переговоры с Назарбаевым. Казахстанский президент и российский премьер обсудили перспективы двустороннего сотрудничества в топливно-энергетической сфере, в частности, вопросы создания Каспийского трубопроводного консорциума и прохождения казахстанской нефти через российскую трубопроводную систему, а также проблемы совместного использования природных ресурсов Каспийского бассейна.