УБИЙЦА ИЗ "ГОРЯЧЕЙ ДЕСЯТКИ"
МИРОВЫЕ агентства 21 августа сообщили о резне, учиненной в калифорнийском городе Сакраменто, в которой подозревался предположительно выходец из Украины Николай Солтыс.
ФБР включило его в список 10 наиболее опасных преступников США, поставив в один ряд с террористом Усамой бен Ладеном и врагом абортов Эриком Рудольфом, который взорвал несколько женских клиник, убив и ранив при этом порядка 200 человек. Сумма премии постоянно повышалась и в конце концов достигла 120 тысяч долларов.
Украинские СМИ со ссылкой на МИД сперва сообщили, что информация об украинском происхождении Солтыса не подтверждена, с территории Украины он никуда не вылетал и не исключено, что он вообще гражданин России. Однако после того как журналисты газет "Факты" и "Сегодня" разыскали историческую родину Солтыса (Тернопольская область), пообщались с родственниками и знакомыми и обнародовали массу подробностей из его биографии, власти признали Солтыса своим и заявили, что, несмотря на то что в США он не стал на консульский учет, утратившим украинское гражданство не считается.
По информации американской стороны, многочисленные публикации о Солтысе в украинских СМИ оказали следствию существенную помощь прежде всего в составлении более подробного психологического портрета убийцы, поскольку языковой и культурный барьеры не давали возможности сделать это, основываясь на показаниях жителей Сакраменто - выходцев из Украины.
31 августа пресс-служба украинского МИДа сообщила, что в Сакраменто для обеспечения права арестованного направился консул Украины в США Валентин Наливайченко. Министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко сообщил, что г-ну Наливайченко поручено еще и решение финансовых вопросов для обеспечения перевозки тел жены и сына Солтыса в Тернопольскую область. В этот же день пришло сообщение, что "дело Солтыса" взял под личный контроль и президент Украины, дав команду обеспечить объективное и беспристрастное отношение к Солтысу со стороны американских властей и требовать соблюдение его прав.
В минувший вторник на суде, который начался в Сакраменто, Солтысу было предъявлено обвинение еще в одном убийстве - седьмой жертвой был назван нерожденный ребенок - трехмесячный плод, который погиб вместе с женой обвиняемого, поскольку калифорнийское законодательство позволяет подобное обвинение в случае, если возраст плода превышает 7 недель.
По законам штата Калифорния за аналогичные преступления предусмотрены либо пожизненное заключение, либо смертная казнь.
С учетом того, что смертная казнь на Украине отменена, власти Украины планируют обратиться к американской стороне с просьбой о передаче Солтыса для отбытия наказания на Украину. Если американцы пойдут навстречу, то этот прецедент может стать первым шагом на пути к подписанию договора между Украиной и США об экстрадиции преступников, что крайне важно для Украины в преддверии парламентских выборов 2002 года, поскольку в другой калифорнийской тюрьме, под Сан-Франциско, находится более желанный, но пока недосягаемый для Украины узник - экс-премьер Павел Лазаренко, которого американские власти обвиняют в финансовых махинациях. Его дело также находится под контролем у президента, но совсем по иному поводу - Павел Иванович является носителем такого количества первоклассного компромата, коего с лихвой хватило бы не на один десяток выборов различного уровня...
ПО НАРКОКУРЬЕРАМ ИЗ ПУЛЕМЕТОВ
31 августа президент Украины также заявил, что под его контролем находится еще одно "заграничное дело" - дело Виктории Мамонтовой, которая была приговорена к смертной казни в далеком Таиланде.
Экзотика Таиланда таится не только в секс-туризме, флоре или фауне. Не менее экзотична в Таиланде и смертная казнь. Приговор приводят в исполнение посредством американских пулеметов М-60.
За четыре дня до того, как Николай Солтыс взял в руки нож, суд бангкокского района Тонбури вынес смертный приговор 30-летней гражданке Украины, харьковчанке Виктории Мамонтовой за хранение полутора килограммов героина.
Как и в случае с Солтысом, первые сообщения украинских СМИ носили чисто констатационный характер. Однако вмешательство журналистов внесло свои коррективы и в это дело. Два харьковских тележурналиста, представляющих местную телекомпанию АТН и общеукраинский "Новый канал", - Николай Поддубный и Алексей Попов - разыскали мать Виктории Татьяну Михайлову, взяли у нее интервью и запустили несколько телесюжетов на всю страну. Одновременно Алексей Попов разместил на сайте сетевого издания "Forum" большую статью, что привлекло внимание коллег из киевских СМИ. Среди прочего г-жа Михайлова рассказала журналистам, как она, узнав о приговоре дочери, безуспешно пыталась связаться по телефону с посольством Украины в Ханое, которое одновременно представляет интересы Украины в Таиланде, но так и не получила ответа.
Харьковские журналисты с Ханоем связываться не стали, а через интернет вышли на представителя Русской Православной Церкви в Бангкоке игумена Олега Черепанина, которого попросили взять дело под свой контроль и попробовать посетить Мамонтову в тюрьме. Тем временем мать Виктории Мамонтовой отправилась в Киев, где опять же с помощью журналистов смогла попасть в МИД и переговорить с чиновниками. С учетом пристального внимания прессы дело сдвинулось с мертвой точки. Сперва МИД, а затем и президент заявили, что приложат все усилия для того, чтобы добиться передачи Мамонтовой Украине для отбытия наказания на родине. Правда в отличие от Николая Солтыса, за которым на Украине никаких прегрешений не зафиксировано, Мамонтова давно находилась в поле зрения спецслужб не только Украины, но и России, а также еще нескольких стран. По сообщению некоторых украинских СМИ, ее арест в Бангкоке - это итог давно запланированной совместной операции по ликвидации международной сети наркоторговцев, и, по имеющейся информации, украинские спецслужбы не выказали особого удовольствия от привлечения внимания к делу Мамонтовой.
Однако команда президента по укреплению имиджа Украины оказалась важнее. Чиновники на удивление оперативно подхватили журналистскую инициативу и начали свою, весьма активную кампанию по переводу Мамонтовой из бангкокских застенков на украинские нары, где ей хотя бы не угрожает расстрел.
На сегодня в активе украинского МИДа ряд заявлений, а также обращение на имя генерального секретаря СЕ Вальтера Швиммера с просьбой содействовать всеми возможными способами отмене властями Таиланда смертного приговора. Помимо этого украинский омбудсмен Нина Карпачева встретилась в ЮАР с представителем Таиланда при ООН Руенгдеем Махафсаранондом, который порекомендовал украинскому МИДу подготовить обоснованную ноту-прошение, в которой необходимо "очертить стремление Украины к улучшению двусторонних отношений, дать полную информацию об осужденной на смертную казнь Виктории Мамонтовой и ее семье, о состоянии ее здоровья".
Господин Махафсаранонд также дал понять, что документ украинским мидовцам лучше всего привезти непосредственно в Таиланд, так как ситуация с Мамонтовой чрезвычайно сложная, однако не исключен вариант отмены смертного приговора. В любом случае последнее слово остается за королем Таиланда, на чье имя должна подать прошение о помиловании уже сама Виктория Мамонтова.
Пока же она находится в общей камере, где содержатся порядка 240 заключенных, и теперь прилагаются усилия для ее перевода в нормальную камеру с постелью, ибо пока ей приходится спать на полу.
На сегодняшний день, по данным МИДа, за пределами Украины находятся под следствием и отбывают срок наказания порядка 2000 украинских граждан, включая таких известных лиц, как Павел Лазаренко или бывший глава Градобанка Виктор Жердицкий, которого начали судить в Германии по обвинению в хищении 86 млн. марок, предназначенных для выплаты остарбайтерам. Помимо этого фактически под арестом находятся и несколько экипажей украинских кораблей, арестованных в различных портах мира.
Так что не исключено, что поворот государства лицом к свои гражданам, попавшим за заграничные решетки, со временем внесет коррективы и в эти дела. Если, конечно, дела Солтыса и Мамонтовой - это не очередное плановое мероприятие под названием "Месячник по защите украинских граждан за границей".
Харьков