ВСЕ 10 лет, прошедших с времени основания СНГ, не прекращаются споры о том, кто кому и сколько должен и кто больше кому дает: Россия - своим партнерам или партнеры - России. Несколько раз Содружество было на грани развала, но тем не менее уже почти дожило до юбилея. Жизнеспособность СНГ на минувшей неделе еще раз попытались доказать на очередном заседании Совета министров иностранных дел (СМИД) в Москве. Активные сторонники Содружества прислали на заседание министров, пассивные - представителей внешнеполитических ведомств пониже рангом.
Представители МИДов конфедерации говорили о возможности координации своей деятельности на международной арене в преддверии предстоящей 56-й сессии Генеральной Ассамблеи. Когда-то на саммите Содружества российский президент Путин заручился поддержкой лидеров бывших советских республик в противостоянии планам США создать и развернуть национальную систему противоракетной обороны. Те согласились, что предлагаемая американцами система противоречит духу и букве существующего Договора по ПРО и чревата новым витком гонки вооружений, и заявили о необходимости сохранить и укрепить режим Договора по ПРО от 1972 года, назвав его "краеугольным камнем международного мира, безопасности и стратегической стабильности".
Прошло время, и грузинский президент Шеварднадзе не моргнув глазом поддержал новые американские инициативы по ПРО. Наверное, поэтому на заседании СМИД Москва не стала добиваться безоговорочной поддержки своего внешнеполитического курса и довольствовалась лишь заверениями о намерениях "продолжить на двусторонней и многосторонней основе согласование позиций по ключевым проблемам мировой политики". Отделались тем, что поручили Исполкому СНГ доработать проект Плана мероприятий по повышению эффективности координации внешнеполитической деятельности и внести его на рассмотрение следующего заседания СМИД, которое пройдет накануне юбилейного саммита СНГ, запланированного 30 ноября. Сейчас мидовцы, кажется, по инициативе Киева готовят аналитический доклад в связи с 10-летием образования Содружества, который будет представлен на юбилейном саммите в Москве. Причем при подготовке этого документа они отталкиваются от "тех ориентиров, которые были определены на недавней неформальной встрече глав государств Содружества в Сочи".
Конечно, не обошлось на заседании СМИД и без обсуждения самой злободневной темы для Содружества: укрепления коллективной безопасности. Министры утвердили План ассигнований на создание и развитие объединенной системы противовоздушной обороны, одобрили отчет о финансовой деятельности Координационного комитета по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны Содружества, а в контексте участия СНГ в работе по урегулированию конфликта в Абхазии продлили на полгода полномочия командующего коллективными силами по поддержанию мира в зоне конфликта генерал-майора Николая Сидорычева.
При обсуждении деятельности Антитеррористического центра стран СНГ главы внешнеполитических ведомств подтвердили готовность к объединению усилий по противодействию общим для государств-участников "новым вызовам и угрозам, в первую очередь международному терроризму и наркоагрессии". Вообще Антитеррористический центр пока остается номинальной организацией, на деле пока себя не проявившей. Когда-то лидеры СНГ утвердили соглашение о борьбе с международным терроризмом и договорились создать центр, который, по замыслу Путина, должен был послужить "важным шагом в деле борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом на постсоветской территории". Тогда озабоченность глав центральноазиатских государств вызывали экстремистские исламистские движения, и они рассчитывали, что Россия, воюющая с мятежниками в Чечне, поможет им в борьбе с воинственными движениями исламских фундаменталистов. Кстати, когда принимали решение об Антитеррористическом центре, даже Ислам Каримов, ранее потакавший Западу в вопросе ликвидации российского военного присутствия в Центральной Азии, заявил о необходимости "открыто признать интересы России в регионе".
Итак, СМИД отзаседал: теперь уже достоверно известно, что юбилейный саммит стран СНГ, посвященный 10-летию со дня образования Содружества, пройдет в Москве в последний день ноября. Двумя днями раньше в Ашхабаде планируется провести заседание глав правительств, а днем раньше - в российской же столице следующий СМИД. Президенты будут отмечать тот факт, что им удалось сохранить конфедерацию. Хорошо бы им, конечно, затронуть и проблему, которой оно было призвано заниматься с первого дня существования - минимизацией ущерба для простых людей после развала СССР.
Спустя какое-то время с момента образования новых независимых государств стало очевидным, что объединение всех 12 членов конфедерации на основе политического компромисса просто невозможно. Тогда и была придумана зона свободной торговли (ЗСТ). На последнем (формальном) саммите в Минске Владимир Путин заверил, что ЗСТ можно считать практически состоявшейся. Но забыл добавить, что - лишь на бумаге. Возможность ее реального существования как особого механизма и пространства ведения торгово-экономических операций на пространстве Содружества пока еще оспаривается большинством экспертов, в первую очередь потому, что она не слишком-то выгодна для самой России.
В этой связи стоит отметить некоторые обнадеживающие тенденции в банковской сфере СНГ. На минувшей неделе в Москве на форуме ведущих банков и валютных бирж стран Содружества председатель Центробанка России Виктор Геращенко высказался в том смысле, что "назревает необходимость поиска новых форм более тесного сотрудничества" и отношения между банками могли бы регулироваться через добровольные соглашения. По словам Геращенко, за последние годы банковские системы стран СНГ прошли непростой путь становления в кризисных условиях. Вместо 2,5 тыс. банков в настоящее время осталось 1,3 тыс. "А если некоторые товарищи постараются убедить правительство, как надо реформировать банковскую систему, в нашей стране банков не останется. Надеюсь, этого не случится", - добавил он. Со своей стороны, председатель правления Внешторгбанка (ВТБ) Юрий Пономарев высказался в поддержку финансово-банковского совета СНГ. "Нам нужен рабочий финансово-банковский совет СНГ, в состав которого не обязательно должны входить руководители банков и валютных бирж первого уровня, зачастую в силу своей занятости не имеющие возможности уделять должное внимание работе в той или иной общественной организации", - сказал Пономарев.
Вместе с тем представители ведущих коммерческих банков и валютных бирж стран СНГ, принявших участие в форуме, не ставят перед собой задачи создать наднациональные регулирующие органы, которые бы вырабатывали общие для СНГ нормы регулирования финансовых рынков, а лишь хотят создать финансово-банковский совет Содружества. Среди первоочередных задач, которые стоят перед финансистами СНГ, названы установление прямых корреспондентских отношений между банками Содружества на основе как двусторонних, так и многосторонних договоренностей с открытием взаимных счетов в национальных валютах, увеличение доли расчетов в валютах стран СНГ во взаимной торговле, а также достижение их взаимной конвертируемости.
В меморандуме, подписанном по итога форума, говорится о необходимости создания единой базы данных по кредитоспособности заемщиков - резидентов Содружества и координации усилий по предотвращению использования банков для отмывания незаконных доходов. Очередной форум банков и бирж СНГ пройдет в июле-августе 2002 года в Киргизии.
Можно с уверенностью предположить, что в обозримой перспективе скоропостижная кончина Содружеству не грозит, коль скоро за дело берутся торговцы и финансисты...