0
969
Газета СНГ Интернет-версия

11.09.2001 00:00:00

Белоруссия не пожелала перемен

Тэги: белоруссия, лукашенко, выборы


белоруссия, лукашенко, выборы Лукашенко выиграл битву - он будет командовать Белоруссией еще один срок.

ВЧЕРА в Минске были подведены предварительные официальные итоги президентских выборов. Как и предполагалось, преимущество действующего главы государства оказалось подавляющим: в пользу еще одного пятилетнего срока пребывания у власти Александра Лукашенко высказались три четверти избирателей. Его основной оппонент, руководитель объединенной оппозиции Владимир Гончарик, набрал лишь 15% голосов. Что и дало повод оппозиции заявить о фальсификации итогов народного волеизъявления. Гончарик заявил, что его реальный показатель выше ровно втрое и он даже на несколько процентов обошел Лукашенко, что дает основания говорить о необходимости проведения второго тура выборов.

Впрочем, сам президент, вновь ощутивший поддержку значительной части электората и, что весьма важно, достаточно спокойную реакцию со стороны международных наблюдателей, был вопреки обыкновению благодушен. И теперь, даже если информация о якобы готовящемся резком заявлении Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ окажется правдой, у официального Минска есть лимит времени для того, чтобы спокойно подготовиться к возможным осложнениям.

Представляется, однако, что ситуация будет развиваться по иному, более мягкому сценарию, тем более что угрозы оппозиции "взметнуть ярость масс" пока остаются лишь громогласными декларациями. Кстати, противники президента в отличие от самого Лукашенко явно нервничают. Планировавшийся на середину дня митинг протеста в Минске был перенесен на вечер, поскольку уверенности, что удастся собрать значительное число сторонников, да еще настроенных по-боевому, у лидеров оппозиции не было. А Станислав Шушкевич, например, крайне резко отозвался о российском руководстве, которое, по его мнению, способствовало победе "диктатора". Объективность, однако, требует отметить, что Кремль демонстрировал весьма взвешенные и ответственные подходы на протяжении всей изобилующей скандалами предвыборной дистанции, и, уж конечно, российский политический истеблишмент не заслужил названия "орды", как сгоряча выразился Шушкевич.

Между тем Александр Лукашенко был вполне толерантен. Он, в частности, заявил, что готов начать строить отношения с Западом по-новому, но для этого западные страны должны сделать шаги навстречу Минску. По мнению торжествующего президента, западные лидеры изначально неверно оценили ситуацию в Белоруссии и попытались искусственно "перенести югославский штамп на белорусские реалии".

Итоги выборов, в особенности же причины очередного крупного провала противостоящих действующему президенту сил, разумеется, требуют скрупулезного анализа. Однако уже сейчас ясно, что основная слабость оппозиции состояла и состоит в том, что она борется с личностью самого Лукашенко, нежели с проводимой им экономической и политической линией.

В руках у оппозиции не было иных более или менее сильных козырей, кроме активно провозглашаемого ею стремления бороться за права человека, демократию и полное освобождение общества от давления государства, выражаемое во всех сферах жизни - экономике, политике, социуме.

В то же время на стороне "батьки" был и устойчивый рост производства, и достаточно высокая по сравнению с другими государствами СНГ средняя заработная плата, увеличение экспорта и иных экономических показателей. И все это в условиях практически всеобъемлющего контроля властей над ситуацией. Многие эксперты даже сравнивали "белорусское экономическое чудо" с китайским вариантом хозяйственного развития. И хотя все эти данные нередко микшируют реальную нищету и накапливающиеся проблемы, для постепенно стареющего населения республики, которое, как известно, изначально гораздо более инертно и консервативно, нежели молодежь (в Белоруссии, как и во многих других государствах СНГ наблюдается демографический кризис), приоритетным остается стремление оставить все на своих местах из желания не рисковать относительной стабильностью и предсказуемостью своего существования, вместо того чтобы начинать новую жизнь с новым президентом ради возможности обретения неких эфемерных свобод в будущем.

Комментируя очередную победу Лукашенко, многие наблюдатели отмечают, что гораздо больше шансов на свержение его режима у оппозиции было бы при бойкотировании выборов с целью сделать их безальтернативными (к этому, кстати, как уже писала "НГ", попытался однажды призвать Гончарика третий кандидат на президентский пост Сергей Гайдукевич). В этом случае результаты голосования изначально не могли бы быть признаны ни одним демократическим государством, вследствие чего Белоруссия оказалась бы в полной международной изоляции. Результатом такого развития событий неизбежно стало бы резкое ухудшение экономической ситуации. И вот в такой неблагоприятный для Лукашенко период оппозиция могла бы разыграть свою козырную карту - объявить всенародный референдум с целью организации досрочных выборов главы государства.

Разумеется, свою роль сыграли и внешнеполитические факторы. России не было большого резона желать смены руководства в Минске: Белоруссия остается одним из последних форпостов Москвы на пути стремительно расширяющего свое влияние Североатлантического альянса. Да и экономические взаимоотношения Белоруссии и России чересчур тесны. Словом, от добра добра не ищут.

Однако парадокс заключается в том, что победа Лукашенко может быть воспринята достаточно спокойно и со стороны Запада - вопреки тому, о чем твердили в течение всей президентской кампании как сам Лукашенко, так и его многочисленные сторонники. На самом деле Западу выгодно, чтобы в республике продолжал сохраняться статус-кво. В этом случае можно продолжать привычную политику "борьбы за свободу, демократию и права человека". Это много легче и не так накладно, как поддержка победивших оппозиционеров. Думается, югославский вариант заставил Запад о многом задуматься и по крайней мере не форсировать события.

Можно предположить, что в случае в целом позитивной оценки наблюдателями процесса выборов мировое сообщество признает их итоги. Что, в свою очередь, породит серьезные проблемы уже для самого Лукашенко, которому придется "соответствовать". Продолжать прежнюю линию на жесткое противостояние с ОБСЕ и Вашингтоном станет уже просто неприлично. Легитимизация существующего режима, таким образом, способна породить в перспективе достаточно неоднозначные коллизии, о возможности которых сегодня в Минске пока не задумываются ни побежденные, ни тем более победители.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Вампир» навестил Москву

«Вампир» навестил Москву

Александр Матусевич

0
259
Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Анастасия Башкатова

Есть риск, что Минфину придется все больше брать в долг

0
776
В России остановился рост реальных зарплат

В России остановился рост реальных зарплат

Михаил Сергеев

Доходы населения летом ушли в минус

0
552
Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

0
288

Другие новости