Виктор Калюжный.
В КОНЦЕ минувшей недели в процессе, связанном с выработкой нового статуса Каспия и соответственно размежеванием на водоеме, произошло событие, последствием которого может стать возникновение тупиковой ситуации в переговорном процессе "пятерки" прибрежных государств. Причем к возможному очередному витку каспийского кризиса оказался напрямую причастен специальный представитель президента России по вопросам Каспийского моря Виктор Калюжный, в задачу которого как раз и входит сближение позиций прикаспийских стран. Между тем иногда складывается впечатление, что над Виктором Ивановичем, вполне искренне стремящимся "разрулить" ситуацию на Каспии, излишне довлеет груз ответственности перед далеко не чужим для него "ЛУКОЙЛом". Следует напомнить, что эта компания участвует в ряде азербайджанских контрактов (например, в проекте Азери-Чираг-Гюнешли ей принадлежит 10% акций). В таких условиях от дипломата требовались недюжинные усилия, дабы, с одной стороны, не выдать своих корпоративных предпочтений, а с другой - соблюсти необходимый баланс в треугольнике Россия-Азербайджан-Туркмения.
Находясь в азербайджанской столице с визитом и встречаясь с президентом Гейдаром Алиевым, спецпредставитель российского президента, зная о сложном характере взаимоотношений Баку и Ашхабада из-за их спора о принадлежности ряда месторождений центральной части Каспия, тем не менее ясно дал понять, на чьей он лично стороне. Виктор Калюжный, к плохо скрываемому удовольствию Баку, позволил себе достаточно жесткие критические высказывания в адрес другого партнера по каспийскому переговорному процессу, а именно - Туркменистана.
"В целом я считаю, что Туркменистан "закрылся" и занимает недостаточно гибкую позицию в переговорном процессе по вопросу правового урегулирования статуса Каспия", - так Интерфакс процитировал заявление Виктора Калюжного в Баку. Более того, спецпредставитель Владимира Путина назвал "несерьезными" требования Туркмении о приостановлении работ на контрактной площади Азери-Чираг-Гюнешли, разрабатываемой Азербайджаном и международным консорциумом.
Напомним, что Туркменистан настаивает на том, что Чираг (Ашхабад его называет Османом) частично, а Азери (Хазар) полностью расположены в туркменском секторе Каспия. Ашхабад многократно дипломатическими способами пытался убедить Баку приостановить, до окончательного определения статуса Каспия, освоение этих месторождений. В ответ Азербайджан ссылается на "исторически сложившуюся практику", имея в виду то обстоятельство, что именно бакинские геологи открыли данные структуры, а также на проведенную им же самим границу в центральной части моря.
Официальный Ашхабад, который, кстати, постоянно подчеркивает, что очень дорожит сложившимся уровнем доверительности и взаимопонимания между президентами Туркмении и России, никак не отреагировал на вышеприведенные высказывания Виктора Калюжного. Впрочем, несложно предположить, что выпад замминистра способен не лучшим образом отразиться на российско-туркменских отношениях. Тем более что в ближайшее время в Ашхабаде ждут премьера Михаила Касьянова и, по данным "НГ", намереваются подписать с ним долгосрочное соглашение о сотрудничестве в нефтегазовом комплексе, в котором Россия, думается, заинтересована никак не меньше, чем в каспийских контрактах "ЛУКОЙЛа".