ЗНАЮ Аскара Акаева давно. Знаком со многими сторонами его президентской деятельности, притягательными человеческими качествами. С нетерпением ждал выхода его книги, посвященной десятилетию независимости Кыргызстана. По богатству содержания и яркости изложения книга оправдала мои ожидания.
Аскар Акаевич открылся через книгу новыми гранями своего таланта. Он предстает в ней не только как даровитый ученый в области точных наук, крупный государственный деятель современного типа, но и как мыслитель с широким подходом к общественно-политическим процессам, глубокий знаток проблем музыки, литературы и искусства, а также как умудренный жизненным опытом дальновидный человек. Мне импонирует то, что в своей деятельности как главы государства Аскар Акаев использовал все то положительное, что было в истории развития наших народов.
Нынешней осенью на постсоветском пространстве повсеместно отмечается десятилетие со времени создания новых независимых государств. Оценки в обществе на эту тему высказываются разные. Разлом прошелся и по странам, и по судьбам людей. Но факт произошедшего тогда крутого общественно-политического поворота остается фактом, и надо исходить из реалий. В нынешних условиях особенно важно проанализировать уроки постсоветского развития, беспристрастно взвесить все плюсы и минусы прошедших лет. Полагаю, что появление книги Аскара Акаева об итогах истекшего десятилетия вполне оправданно, и его труд на тему о постсоветском развитии оказался весьма удачным. Не сглаживая острых углов, не добавляя розовой краски, автор рассказал обществу о пережитых и переживаемых трудностях, бросил взгляд в будущее.
Размышления о будущем Кыргызстана проходят через всю книгу Аскара Акаева. Они нашли яркое воплощение в таких главах, как "Думы о будущем", "О чем мечтает президент?", причем последняя по-настоящему взволновала меня богатством мыслей и красок. Моим взглядам близок исторический оптимизм Аскара Акаевича. Из нынешнего трудного времени он отчетливо видит возрожденный процветающий Кыргызстан и определяет ту основу, на которой зиждется эта светлая перспектива. Это - твердый курс на реформы, перевод экономического развития на комплексную основу, подъем сельского хозяйства, активное развитие интеллектуального потенциала и информационных технологий, повышение качества школьного и вузовского образования и т.д. Указанные направления развиваются президентом Акаевым по хорошо продуманным целевым государственным программам в соответствии с передовым мировым опытом. Убежден, что недалеко то время, когда концентрированные целенаправленные усилия Аскара Акаева принесут Кыргызстану успех.
Отдав много лет своей жизни проблемам межнациональных отношений, открыв книгу, прежде всего обратил внимание на главу "Кыргызстан - наш общий дом", специально посвященную этой теме, хотя проблематикой межнационального мира и согласия насыщены и другие главы. Подобно России, Кыргызстан является многонациональным государством, и без нахождения гармоничной основы "общего знаменателя" и совместной жизни разных народов ни та ни другая страна не имеет шансов сохранить стабильность и целостность. Думаю, что Аскар Акаевич впервые со всей ясностью это ощутил во время трагических ошских событий 1990 г. Но есть и другая сторона дела. Не могу в этой связи удержаться от небольшой цитаты из президентской книги: "В моих думах и размышлениях пришел к выводу, что органичное сочетание многих народов на одной земле, взаимодействие и взаимопроникновение различных культур, традиций и языков создают прочный сплав и придают мощный импульс для общего развития". Мудрая и поучительная мысль.
Во время пребывания в Кыргызстане мне удалось лично познакомиться с той работой, которая ведется в республике в сфере межнациональных отношений. И меня радует то, что огромная часть этой работы ведется через общественную организацию "Ассамблея народов Кыргызстана". Читая книгу, с удовлетворением убедился, что президент Акаев твердо, как и ранее, привержен своим прошедшим проверку принципам в этой области.
После распада СССР около 25 миллионов россиян оказались за границей. Немало русскоязычных проживает в Кыргызстане. Разумеется, их сердца разрываются между старой родиной и кыргызской землей, к которой многие из них прикипели душой. Для многих наших соотечественников в Кыргызстане позиция президента по отношению к русскоязычным жителям является ключевой при определении выбора.
О симпатиях Аскара Акаева к России известно давно. Прожив много лет в Ленинграде, он всегда с благодарностью отмечает доброе отношение, которое испытал со стороны россиян. Этому чувству президент остается верен до сих пор. В своем выступлении на Курултае народа Кыргызстана в прошлом году я сказал: "Любите Россию так, как любит ее Аскар Акаевич". Готов повторить эти слова, особенно когда вижу предпринимаемые в последнее время усилия президента Аскара Акаева в вопросе о придании русскому языку в республике статуса официального. Это, безусловно, будет с воодушевлением воспринято славянским населением республики.
Дальновидность Аскара Акаева в вопросе о межнациональных отношениях проявилась с первых дней его президентства. Создание Кыргызско-Российского славянского университета - одно из подтверждений этому. В книге ярко раскрывается внутренний мир его непростых мыслей и переживаний, показывается, как родилась общенациональная идея, способствовавшая позитивному перелому ситуации в сфере межнациональных отношений. Эта идея носит имя "Кыргызстан - наш общий дом". Более яркого девиза в этой области в постсоветских государствах мне встречать не приходилось. Убежден, что деятельность президента Акаева в сфере межнациональных отношений заслуживает самой высокой оценки и внимательного изучения. Книга представляет для этого хороший материал.
Многочисленных читателей книги наверняка будет интересовать вопрос о позиции президента Акаева по ключевым вопросам развития демократии. Мне, как непосредственному участнику и свидетелю сложнейших событий постсоветского десятилетия, было крайне интересно прочесть главы "Испытание на прочность" и "Родовые муки демократии", посвященные начальному периоду государственного становления Кыргызстана. Это были времена августовского 1991 г. путча в Москве и попыток республиканской партноменклатуры удержать свои былые позиции в новых условиях. Аскар Акаев уже в то время проявил твердые демократические убеждения. Более того, его демократические принципы получили в переломный период дополнительную закалку. Это позволило молодому главе государства решительно противостоять компартийной линии на противодействие демократическому процессу.
В последнее время нашлись критики, которые вопреки исторической правде пытаются поставить под сомнение верность Аскара Акаева демократическим принципам. Но, как мне кажется, даже маловеры, прочитав книгу, изменят свои скептические взгляды. Со своей стороны, отмечу, что позиция автора в этой области созвучна моим собственным взглядам. Возьмем хотя бы такую мысль Акаева: "Не существует универсальной формулы демократии, одинаковой для всех времен, стран и народов. Каждое общество с учетом специфики своего развития вырабатывало конкретный подход к этой ключевой проблеме. Во многих благополучных странах, не переживших революционных катаклизмов, нынешнее понятие демократии сложилось в результате длительной позитивной эволюции". Автор по существу протестует против попыток некоторых внешних сил, плохо понимающих специфику постсоветских стран, навязать им прыжок из тоталитаризма в демократию.
Привлекает меня позиция автора относительно неотъемлемых составных частей демократического процесса. В частности, в разделе "Земельная реформа и демократический процесс" Аскар Акаев с тревогой отмечает, что порой при оценке демократических процессов превалирующую роль играют факторы, относящиеся лишь к деятельности политических партий и средств массовой информации. Подметив явную неполноту такого подхода, президент пишет: "Ценю демократические права и свободы во всех проявлениях. К этому отношу свободу слова и печати, законную деятельность политических партий и движений без волюнтаристских ограничений со стороны властей. Не меньше дорожу демократическими правами и свободами, которые относятся к повседневной жизни и судьбам миллионов граждан, создают предпосылки для повышения их благосостояния. Земельная и аграрная реформа, свободное развитие предпринимательства входят именно в этот круг проблем". Убежден, что ни один ревнитель "чистой демократии" не сможет оспорить справедливость такого подхода. Демократия органично войдет в жизнь постсоветских стран только в том случае, если будет учитывать коренные жизненные интересы народных масс, а не ограничится интересами только той части общества, которая по интересующим ее соображениям толкует понятие демократии в более узком смысле.
Наиболее убедительно тему демократии Аскар Акаев раскрывает в главе "О чем мечтает президент?". Этот раздел показывает, насколько широк круг интересов автора и глубок его подход к наиболее актуальным проблемам общественного развития. Глава читается на едином дыхании. Думаю, что это чувство испытают все, кто будет читать книгу.
Удержусь от соблазна комментировать главы книги, относящиеся к экономике страны и деятельности президента Акаева в этой области. В них повествуется о наиболее тяжелых сторонах президентского труда, о тех острых драматических событиях, которыми изобиловала десятилетняя история нового независимого государства. Подобно разделам о демократических реформах, в этих частях книги выпукло проявляется система коренных взглядов президента по проблемам проведения экономических реформ, преодоления кризисных явлений. Возьмем хотя бы главу "Стабильность и эволюция лучше, чем революция". В самом ее названии и содержании ярко проступает верность Акаева курсу на либеральные подходы в развитии экономики. Через всю книгу проходит тема борьбы с бедностью. Читая об этом, нельзя не переживать вместе с автором драматизм сложившейся ситуации. Для Аскара Акаева это глубокая душевная боль. Из книги видно, что любое государственное решение принимается им прежде всего с учетом главной задачи - преодоления бедности. Это является порукой тому, что в обозримом будущем и эту проблему удастся решить.
Деятельность руководителей государств в глазах людей обычно предстает в форме их участия в официальных церемониях, деловых выступлений в печати, зарубежных визитов и т.д. Но ведь и президентам не чужды человеческие интересы и увлечения. Аскар Акаевич как личность с широкими интересами приоткрывался для меня и ранее, но только после прочтения главы "Мир муз и изящных искусств" я впервые смог понять глубину его познаний в гуманитарной сфере, в области литературы, искусства и музыки. И снова был рад убедиться в его прекрасном понимании российской культуры. Указанная глава написана вдохновенно, показывает во всей широте художественно одаренную творческую натуру президента.
Я благодарен Аскару Акаевичу за вдохновенные слова о великом российском поэте Александре Сергеевиче Пушкине. Но теперь для меня стал дорог и "кыргызский Пушкин" - Алыкул Осмонов. Его поэтически пронзительные строки цитирует Акаев, открывая светлое имя этого великого сына Кыргызстана для России и всего мира. Этот раздел книги надо каждому прочесть самому. Пересказать его без утраты поэтичности невозможно. Добавлю, что столь же поэтически одухотворенно звучит ряд других глав, среди которых "С чего начинается Родина?", "Город на Неве" и др.
Новая книга Аскара Акаева представляет собой многоплановое произведение. Такие произведения порой воспринимаются как мемуары. Но книга Аскара Акаева, по моей оценке, не относится к мемуарам. Это широкое полотно о жизни Кыргызстана в истекшее десятилетие и о роли президента в столь сложный период. Моему сердцу близок оптимистический настрой автора, нашедший, кстати, свое выражение в одном из разделов "Всегда сохранять оптимизм".
Уверен, что у книги будет широкая читательская аудитория не только в Кыргызстане, но и в России, а также в других постсоветских странах. Думаю, что в числе читателей будут и государственные руководители. Книга Аскара Акаева того заслуживает.