Состоявшаяся в конце минувшей недели телефонная беседа между президентами Ирана и Туркменистана, похоже, окончательно похоронила идею лидеров некоторых прикаспийских стран об изоляции Тегерана от принятия судьбоносных для региона решений по статусу водоема.
Напомним, что по окончании сочинского неформального саммита СНГ президент Азербайджана Гейдар Алиев заявил журналистам, что определение статуса Каспия - дело четырех стран Содружества, которые, являясь правопреемницами Союза, могут затем просто "поставить Иран перед фактом". На то, что Иран можно "законсервировать" в границах, определенных его соглашениями с бывшей империей от 1921 и 1940 гг., намекал и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Однако Москва не подтвердила версии Баку и Астаны, чем явно поставила своих партнеров в затруднительное положение. Во всяком случае, и Алиев, и Назарбаев сделали вид, будто вовсе и не высказывались на эту острую тему.
Рискнем предположить, что отказ от идеи проведения встречи президентов России, Азербайджана, Казахстана и Туркмении по обсуждению каспийских проблем не в последнюю очередь связан с твердой позицией Ашхабада, который устами своего лидера Сапармурата Ниязова настойчиво повторял и повторяет мысль о том, что развязать каспийский узел противоречий можно только усилиями всех без исключения прибрежных стран.
Подтверждением тому стал и телефонный разговор Туркменбаши с президентом Ирана. По сведениям пресс-службы туркменского лидера, Сапармурат Ниязов и Сейид Мохаммад Хатами "выразили единое мнение о том, что в процессе определения статуса Каспия должны участвовать все прибрежные государства, а имеющиеся спорные проблемы необходимо решать только за столом переговоров".
Не стало сенсацией и заявление двух президентов о том, что "до определения статуса водоема и морских границ, разделяющих прикаспийские государства, должны быть прекращены все работы по разработке ресурсов Каспия на спорных территориях". Адресат этой фразы также хорошо известен - это Азербайджан. Ниязов и Хатами выступили "против превращения каспийского региона в очаг напряженности и конфронтации", имея, видимо, в виду, что первопричиной обострения ситуации на Каспии являются односторонние действия Баку в центральной части водоема.
В ходе разговора президент Ирана сообщил о своей готовности принять участие во встрече в верхах, посвященной каспийским проблемам, инициатором проведения которой стал Сапармурат Ниязов. Как отметило иранское агентство ИРНА, во время беседы Хатами выразил надежду на то, что предстоящий саммит глав прикаспийских государств в Ашхабаде "станет важным шагом на пути ускорения решения региональных проблем и достижения взаимопонимания". Кроме того, сказал президент Ирана, он надеется, что переговоры об использовании ресурсов Каспийского моря на саммите пройдут "в равных для участников условиях и без давления со стороны какого-либо государства".
Приглашая своего коллегу за стол переговоров, которые могут состояться в октябре в Ашхабаде, туркменский президент, если верить иранским источникам, поставил успех встречи на высшем уровне в зависимость от того, насколько стороны проявят на саммите "взаимное уважение".
Судя по официальной информации, главы двух государств не обсуждали принципы возможного разграничения на Каспии. Здесь подходы Ашхабада и Тегерана, как известно, разнятся. Если Туркмения заявляет о готовности обсуждать все варианты раздела, отдавая предпочтение тому, при котором каждой стране будут выделены 12-мильная пограничная национальная зона и 35-мильная зона экономических интересов этого государства, а оставшаяся часть водоема останется в общем пользовании, то Иран, по образному выражению российского спецпредставителя по Каспию Виктора Калюжного, "железобетонно" стоит на позиции раздела водоема на пять равных частей.
Как пояснили "НГ" информированные источники в Ашхабаде, Туркменистан сегодня сознательно оставляет за рамками туркмено-иранского диалога конкретные вопросы возможного разграничения на Каспии. "Наш президент убежден, что только на саммите "пятерки" лидеры прибрежных стран могут найти путь к совместному решению, - сказали источники "НГ". - Все дискуссии на эту тему приводят лишь к углублению противоречий. А уже после того, как будет найден алгоритм разрешения проблемы, каждому прикаспийскому государству придется идти на разумные компромиссы. Туркменистан к этому готов".
Ашхабад