0
943
Газета СНГ Интернет-версия

22.08.2001 00:00:00

Грузия: нелегкий путь к единству государства

Тэги: федерализм, грузия, стабильность


Анализируя сегодняшнюю обстановку в Грузии, можно прийти к выводу, что реформа политико-территориального устройства, по-видимому, должна занять центральное место в становлении грузинской государственности. Весьма нестабильная социально-политическая обстановка в некогда одной из самых благополучных республик в составе СССР, возможно, обусловлена неопределенностью внутрирегиональной политики.

Так уж исторически сложилось, что на территории Грузии испокон веков совместно проживает множество этнических групп. До последнего времени в силу исторических и культурных связей, а также общности территории взаимоотношения между ними развивались в духе единства. В рамках советской федеративной системы Грузия представляла собой союзную республику, в состав которой входили Абхазская, Аджарская и Южно-Осетинская автономии. Однако, по мнению политической элиты Абхазии, распад СССР дал право не только союзным, но и автономным республикам на создание собственной государственности. Как бы там ни было, причины региональных конфликтов очевидны. В целях защиты территориальной целостности правительство Грузии не признало суверенитета автономных республик. Вследствие этого уже с 1992 г. начался длительный процесс фактического распада страны.

Сегодня Грузия представляет из себя скорее разобщенное, нежели единое государство. Однако будущие политико-экономические изменения обязательно поставят на повестку дня необходимость межрегионального сотрудничества. Такого рода сотрудничество, основанное на принципах интеграции и субсидиарности, должно способствовать развитию в Грузии межрегиональной и межэтнической консолидации на основе оптимального сочетания общенациональных и региональных интересов. Исходя из этого в ближайшем будущем Грузии, очевидно, придется делегировать своим внутригосударственным образованиям максимально возможные права и тем самым отказаться от жесткой централистской политики. Именно передача широких полномочий и ресурсов на региональный уровень является адекватным ответом на многие на первый взгляд нерешаемые вопросы.

В свете всего вышесказанного перспективным видится сохранение на территории Грузии автономных государственных образований и придание им статуса политических образований.

По-видимому, в начале XXI в. в мировой практике вопросы, касающиеся автономии, не только не утратили своей актуальности, но и получили широкое практическое применение и глубокое теоретическое обоснование. Это связано с тем, что, с одной стороны, понятие автономии ассоциируется с широким внутренним самоуправлением региона, тогда как, с другой стороны, такого рода образования не обладают полной самостоятельностью. Однако опыт политических взаимоотношений между Центром и автономными образованиями в Грузии свидетельствует, что именно ограничение политических прав автономии выступает главным фактором дестабилизации отношений. В любом случае, по мнению центральных органов власти в Грузии, стремление региона к полной самостоятельности создает условия для развития сепаратизма. В то же время в политических кругах Тбилиси прекрасно понимают, что для сохранения территориальной целостности государства необходим поиск оптимального варианта соблюдения интересов Центра и автономных образований (таковой можно найти в мировой практике политико-территориального устройства). Потому любой разумный шаг регионов, направленный на стабилизацию отношений с Центром, в Грузии должен приветствоваться.

Последние институциональные преобразования в органах власти Аджарской Автономной Республики позволяют думать, что батумское руководство широко использует опыт политических автономий. Такого рода автономии существуют в Великобритании (Северная Ирландия), во Франции (Корсика), Финляндии (Аландские острова), Португалии (Азорские острова), в Дании (Гренландия и Фарерские острова). По-видимому, для каждой политической автономии, в том числе и аджарской, принципиально важным является право на издание местных законов по вопросам, относящимся к компетенции автономии, и существование собственного парламента. Правда, в отличие от других государств Основной закон Грузии не конкретизирует статус и характер взаимоотношений между Центром и автономными образованиями и тем более не определяет перечень вопросов, относящихся к компетенции органов власти автономий. Исходя из этого, возникает острая необходимость конституционного регулирования политико-территориальной организации Грузии.

Нужно отметить, что сама специфика преобразования Верховного Совета Аджарии в двухпалатный парламент в принципе также соответствует мировой практике. Например, в Италии и Испании имеет место регламентация системы органов, формирование которых входит в исключительную компетенцию автономных образований. Истоки реформаторской деятельности органов власти Аджарской Автономной Республики можно обнаружить и в Европейской хартии о региональном самоуправлении - в преамбуле этого документа записано, что "существование регионов, управляемых избранными всеобщим голосованием и наделенными реальными полномочиями представителями, может обеспечить такое управление, которое является одновременно эффективным и приближенным к гражданину".

Следовательно, рамки регионального самоуправления должны определяться не только общегосударственной Конституцией и законами, но и Конституциями автономных образований и международными актами. Однако самостоятельность того или иного региона не должна нарушать общегосударственную Конституцию и вступать в противоречие с общегосударственной политикой. Можно было бы признать за регионами даже право заключения международных договоров (при условиях, указанных выше), хотя эта проблема на сегодняшний день является весьма спорной и многоаспектной.

Таким образом, для достижения мира и согласия Центр и автономии должны одинаково стремиться к интеграции и компромиссу. Ведь именно внутригосударственное единство и консолидация экономических интересов позволят повысить авторитет Грузии на международной арене, избавив ее от позорного клейма "нищей страны".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1755
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1100
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
800
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1082

Другие новости