Чтобы понять бесперспективность такого поворота, достаточно вспомнить, что же собой представлял Союзный договор. Причем разночтений появиться не должно. События десятилетней давности вполне объективно изложены в школьных учебниках истории.
В ходе Всесоюзного референдума 76,4% проголосовавших высказались за сохранение СССР "как обновленной федерации равноправных суверенных республик". Прямые переговоры с руководством советских республик о заключении Союзного договора президент СССР начал в апреле 1991 г. после того, как исчерпал возможности силового давления на местные власти. В этих переговорах согласились участвовать представители 9 из 15 союзных республик, которые почти единодушно выступили против идеи Горбачева сохранить единое многонациональное государство на основе реальной федерации. Компромиссный проект Союзного договора удалось подготовить с большим трудом. Суть документа сводилась к тому, что союзные республики получали значительно больше прав. Центр из управляющего превращался в координирующий, ведая вопросами обороны, внутренних дел, финансов, а также в урезанном виде - налоговой и социальной политики. В совместном ведении находились вопросы принятия новых законов, определение налоговых отчислений в пользу Центра и основных направлений их расходования. Остальные властные полномочия передавались исключительно республикам. Главы их правительств получали возможность участвовать в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса.
Очевидно, что никто из лидеров новых независимых государств не захочет возвращаться в прошлое. В понедельник это еще раз подтвердили на пресс-конференции в "Известиях" послы Молдавии и Азербайджана Валерий Бобуцак и Рамиз Ризаев, а также советники по политическим вопросам посольств Армении и Белоруссии Гагик Галачян и Василий Жлутко. Вообще-то, по задумке, на встречу с журналистами, посвященную 10-летию СНГ, должно было прийти более двух послов, аккредитованных в Москве. Объясняя малочисленность представительства, организаторы сослались на период отпусков, но известно, что приглашали не всех. Как бы то ни было, дипломаты были едины во мнении о необходимости сохранения СНГ, ведь за последние 10 лет у них была возможность убедиться, что страны Содружества нужны друг другу. Сейчас экономики стран Содружества действуют по принципу сообщающихся сосудов с экономикой России. Дипломаты убеждены, что, если положение России стабилизируется, вскоре стабилизация произойдет и у них.
На пресс-конференции не раз подчеркивалось более успешное развитие двусторонних, а не многосторонних контактов. Послы объяснили это разницей в законодательствах стран. Кроме того, они согласились, что главным для СНГ сейчас стало налаживание экономических контактов. "Если будут нормальные экономические отношения, то и в политическом плане проблем не будет", - сказал посол Азербайджана. Отвечая на вопрос "НГ" о том, как отнеслись в Баку к инициативе специального представителя российского президента по проблемам Каспия Виктора Калюжного о создании на берегах моря новой региональной организации - "каспийской пятерки", г-н Ризаев дал понять, что до решения проблем Азербайджана с Ираном и Туркменией это невозможно. Посол напомнил, что по вопросу разграничительных линий на Каспии Россия, Казахстан и Азербайджан придерживаются одной позиции, и только Туркмения "бросается то к России, то к Ирану", предлагаемый ею принцип срединной линии не соответствует международным нормам и не имеет аналогов в мировой практике. Вместе с тем азербайджанский посол выразил надежду, что решение по каспийской проблематике будет найдено в сентябре в ходе прикаспийского саммита. В посольстве Туркмении, куда "НГ" обратилась за комментарием после пресс-конференции, пояснили, что на этой встрече с российскими журналистами представитель Ашхабада не смог выразить свою точку зрения, поскольку не был приглашен в "Известия".
Доминировал же на пресс-конференции молдавский посол. Валерий Бабуцак не исключил, что Молдавия может присоединиться к Союзу России и Белоруссии, заявив о намерении Кишинева "вступать во все союзы, которые представляют для него интерес. Кроме военных, нам это Конституция запрещает". Он напомнил, что Молдавия отправила наблюдателя в этот Союз и внимательно следит, как экономически развивается объединение. Проблемой, которая останавливает Молдавию на пути в Союз, сказал посол, является "то, что у нас нет общих границ. Пока". По данным молдавского посольства, за последнее время товарооборот Молдавии с российско-белорусским союзом увеличился на 40%. Вообще же основным торгово-экономическим партнером Молдавии остается Россия. Прогресс "в рамках СНГ начался только два года назад, до этого был полный провал, - сказал посол и, чтобы всем было понятно, добавил: - Мы копали, дошли до самого дна и при этом продолжали копать". Посол Молдавии выразил надежду на то, что произошедшее с 1 июля изменение механизма взимания НДС в торговле между Россией и другими странами Содружества будет способствовать скорейшему созданию зоны свободной торговли (ЗСТ) в СНГ. По его мнению, создание союзов, подобных ГУУАМ и Союзу Белоруссии и России, не приведет к ослаблению СНГ.
Советник по политическим вопросам посольства Белоруссии в РФ в принципе согласился с высказываниями молдавского дипломата, а от себя добавил, что видит в СНГ структуру, направленную на развитие торгово-экономических связей. Среди внешнеполитических приоритетов Белоруссии СНГ занимает первое место. Говоря о перспективах ЗСТ, Василий Жлутко заметил, что, создав бестарифную зону, "мы сможем достичь движения товаров". По его мнению, основными барьерами в рамках СНГ являются тарифное урегулирование и таможенные вопрос.
Его армянский коллега Гагик Галачян напомнил, что переход России в торговле со странами Содружества на взимание НДС по стране назначения не был односторонним шагом и не вызвал проблем в двусторонних отношениях. Он опроверг информацию о переносе официального визита президента Путина в Ереван, заявив, что эта поездка состоится ориентировочно 16-18 сентября. По мнению Галачяна, в рамках СНГ не нужна искусственная идея, которая способствовала бы более тесной интеграции стран, входивших некогда в СССР. "Объективно Россия - крупнейшее государство СНГ, она является основным экспортером энергоносителей. С развитием, в том числе и двусторонних, отношений роль России будет возрастать".