Государствам, готовым силой отстаивать свои интересы на Каспии, пора вспомнить, как закончилась Вторая мировая война.
ТРИ НЕДЕЛИ назад самолет иранских военно-воздушных сил вторгся в воздушное пространство Азербайджана. Резкий дипломатический демарш со стороны Баку последовал, разумеется, незамедлительно, но, надо сказать, не возымел никакого видимого действия. Тегеран извиняться не стал - наоборот, облеты иранскими истребителями азербайджанской территории сделались в последнее время едва ли не регулярными. При этом боевые самолеты подлетали все ближе к азербайджанской столице, а в последний раз жители райцентра Сальяны впали в панику, когда иранский штурмовик барражировал над городком на бреющем полете. Одновременно иранская военная мощь была продемонстрирована и на море, причем, что существенно, в районе считающихся спорными нефтяных месторождений.
Не секрет, что после обретения Азербайджаном независимости отношения Баку с его южным соседом всегда оставляли желать лучшего. Азербайджанское руководство не раз провоцировало Тегеран намеками на возможность объединения с "братьями, проживающими в Южном Азербайджане" (северные иранские провинции, компактно населенные этническими тюрками). Ситуация мало менялась от того, что первый лидер независимого Азербайджана Абульфаз Эльчибей говорил об этом достаточно прямо, а его многоопытный преемник Гейдар Алиев более завуалированно. Ничто не может вызвать большего раздражения иранской стороны, нежели даже косвенные намеки на угрозу территориальной целостности страны.
Кроме того, на двусторонних отношениях крайне негативно сказывался и продолжает сказываться факт прозападной (в частности, проамериканской) ориентации Азербайджана, особенно его "особые связи" с Турцией. Глубокие ирано-турецкие противоречия, уходящие своими корнями в глубь веков, отнюдь не ослабли с течением времени, и вполне понятно, что в Тегеране с самого начала весьма прохладно восприняли возникновение под боком еще одного "турецкого государства".
Очень существенное воздействие на ситуацию оказывал все эти годы и карабахский фактор. Будучи лидером исламского мира, Иран тем не менее никогда не пытался оказать сколь-либо ощутимого давления на Армению и Нагорно-Карабахскую Республику, чтобы заставить Ереван и Степанакерт пойти на требуемые Азербайджаном уступки. В отличие, заметим, от той же Турции, которая до сих пор отказывается установить с Арменией дипломатические отношения и продолжает жесткую блокаду сухопутных границ республики. Более того, именно добрые отношения с Ираном во многом помогли и помогают Армении минимизировать последствия турецкой блокады, а Тегеран, в свою очередь, не скрывает, что ни за что не допустит реализации каких-либо миротворческих планов, содержащих хотя бы намек на возможность территориальных обменов и утраты общего участка ирано-армянской границы. (Напомним, что подобные идеи регулярно подбрасываются американской стороной и вызывают благосклонную реакцию в Баку и Анкаре, однако решительно отметаются Ереваном и Тегераном.)
Однако все предыдущие трения и осложнения, регулярно возникавшие в азербайджанско-иранских взаимоотношениях, представляются малозначимыми в свете удручающих перспектив, которые могут ожидать регион, если ситуация будет развиваться по негативному сценарию. Между тем сегодня подобная опасность возрастает, поскольку актуализировались коллизии, связанные с проблемой каспийской нефти, разграничения водоема и маршрутов транспортировки энергоносителей.
Даже традиционно свойственная иранской дипломатии высокомерная сдержанность не помогла полностью смикшировать охватившую Тегеран ярость после того, как президент Азербайджана Гейдар Алиев, возвратившись с последнего саммита СНГ в Сочи, заявил, будто Владимир Путин предложил провести предстоящую встречу глав прикаспийских государств без участия Ирана. В Москву был немедленно направлен иранский замминистра иностранных дел Али Ахани, с которым пришлось объясняться спецпредставителю президента РФ по вопросам Каспия Виктору Калюжному и первому заместителю министра иностранных дел России Александру Авдееву. Иранского дипломата заверили, что "интерпретация азербайджанской стороной высказываний президента РФ была неверной". Собственно, именно после этого, убедившись, что его элементарно хотели кинуть, Тегеран и стал производить свои силовые демонстрации.
В Баку явно растерялись. С одной стороны, как передало информагентство "Билик Дуньясы", министр обороны Сафар Абиев "назвал Иран невраждебной страной и поэтому стрелять по его самолетам не захотел", а руководитель аппарата президента Рамиз Мехтиев призвал соседей к "мирному диалогу". С другой - сын президента Алиева Ильхам, будучи одним из руководителей пропрезидентской партии "Ени Азербайджан", фактически солидаризировался с оппозицией, призывающей "дать иранским поползновениям достойный отпор".
Зато позиция США и Турции была выражена предельно ясно и без каких-либо недомолвок. И Вашингтон, и Анкара резко осудили действия Тегерана, но симптоматично, что при этом Турция выступила с прямыми угрозами в адрес восточного соседа. Так, авторитетная "Хюрриет", нередко отражающая господствующие в официальных кругах взгляды и тенденции, опубликовала "подшапочный" материал под аршинным заголовком "Нота Тегерану: если тронешь Азербайджан, будешь иметь дело с нами". В статье, в частности, сказано, что "при необходимости Азербайджану будет оказана поддержка в любой сфере". Да и другие газеты запестрели заголовками типа: "Азербайджан не одинок", "Иран рискует столкнуться со скалой" (имеется в виду Турция. - А.Х.) и т.п. Кроме того, иранцам подробно и доходчиво разъяснили, с какими именно трудностями они столкнутся, учитывая, что "20% населения Ирана составляют азербайджанцы". Одновременно иранский посол в Анкаре Гусейн Лавасани был приглашен в МИД Турции, где ему уже официально заявили, что "подобные действия нанесут ущерб в первую очередь самому Ирану".
Тегеран воспринял все это с классической восточной невозмутимостью. Иранская сторона не стала не только оправдываться (на что, собственно, никто, вероятно, и не рассчитывал), но и даже приводить какие-либо доказательства и обоснования своей правоты. Официальный представитель МИД ИРИ Хамид-Реза Асефи озвучил заявление, смысл которого сводится к тому, что на самом деле абсолютно ничего не произошло. Никаких нарушений воздушного пространства Азербайджана не было, а все высказывания по этому поводу являются "враждебными инсинуациями", которые способны вызвать лишь "недоумение".
Представляется, что это не просто плохо скрываемая издевка, в форму которой Тегеран облек свой ответ, призванный показать, что никаких угроз, откуда бы они ни исходили, он не боится. Оказывается, все полеты иранских ВВС имели место "над иранскими территориальными водами на Каспии". Поэтому такие полеты не следует рассматривать "в качестве угрозы соседним государствам". В связи с чем азербайджанским официальным лицам было рекомендовано "проявить бдительность" и своевременно пресекать "тенденции, которые могли бы нанести ущерб дружественным двусторонним отношениям". Одновременно Вашингтону было указано, что, поддерживая Азербайджан, США совершают "вмешательство", "нагнетают напряженность" и вообще ведут себя "провокационно" и "нереалистично".
После такого внушения и самим "дружественным" азербайджанцам, и всем остальным заинтересованным в предстоящей дележке "каспийского пирога" сторонам все стало совершенно ясно. Тегеран попросту показал, что считает бесспорно своими все те месторождения, на которые предъявляет претензии Азербайджан. И дискутировать по этому поводу отнюдь не собирается. Да и можно ли обсуждать то, что "нереалистично" изначально...
В свете этого не вызывает сомнений, что предстоящий саммит в Туркменбаши (бывший Красноводск) будет достаточно сложным. Во всяком случае, сомнительно, что предложенная российской стороной в лице Виктора Калюжного идея о формировании новой прикаспийской региональной структуры будет реализована. Вероятно, Москва рассчитывала с помощью такого механизма усилить свои позиции, поскольку сохраняет массу рычагов воздействия на бывшие союзные окраины, но Иран явно опасается, что в результате против него может возникнуть нечто вроде "единого фронта", в котором к тому же весьма сильны будут позиции транснациональных нефтегазовых монополий, а следовательно, Запада. Поэтому Азербайджану и был преподан соответствующий урок, выводы из которого предстоит делать не только (и даже не столько) Баку, сколько другим более серьезным участникам каспийской нефтяной интриги.
Но возможная неудача каспийского саммита - ничто по сравнению с перспективами, которые могут ожидать регион в случае, если остро проявившиеся в последнее время многочисленные застарелые и вновь возникающие противоречия станут усиливаться. И в этой связи нельзя не обратить внимания на беспрецедентный всплеск милитаристской риторики - как в Азербайджане, так и в Армении, о чем "НГ" уже не раз писала. Может создаться впечатление, что миротворческий процесс вокруг Нагорного Карабаха не просто в очередной раз пробуксовывает, но загнан в тупик, из которого не просматривается выхода, и продолжающееся вот уже седьмой год перемирие ныне находится под серьезной угрозой.
Между тем совершенно ясно, что возобновление активных боевых действий на линии армяно-азербайджанского противостояния кардинальным образом перечеркнет все планы по включению Большого Кавказа в систему международных транспортно-энергетических проектов. Увы, сегодня более чем когда-либо прежде апокалиптические предсказания относительно того, что бывшее советское Закавказье может сыграть в мировой истории роль, традиционно отводимую Балканам, имеют шансы на осуществление. И в этой связи обращает на себя внимание содержание специального доклада, переданного недавно Пентагоном на рассмотрение госдепа. Американские военные аналитики рассматривают вероятность очередной войны в Карабахе как "весьма высокую". При этом в документе говорится, что "даже если Азербайджан добьется победы на карабахском фронте, Армения... предпримет попытку оккупации Нахичевани (принадлежащая Азербайджану автономия, родина Гейдара Алиева, не имеющая общей границы с метрополией и окруженная территорией Армении и Ирана. - А.Х.)". В этом варианте, напоминают авторы доклада, по Карскому договору 1921 года в конфликт обязана будет вмешаться Турция, а затем и Россия. Напомним, что, согласно упомянутому договору, Анкара является гарантом существующего статуса Нахичевани и должна всеми мерами препятствовать "ее передаче третьей стороне". Под последней подразумевается Армения, исторической областью которой является этот край. В свою очередь, Москва, конечно, обязана будет как-то реагировать на турецкие силовые акции в отношении своей стратегической союзницы, на территории которой ко всему прочему дислоцирована российская военная база. Понятно также, каковыми могут быть в этом случае реакция и действия Ирана.
Американские аналитики считают, что если в ближайшее время Баку и Ереван не сумеют достичь консенсуса, то возможность новой (на сей раз крупномасштабной) войны в регионе станет вполне реальной. Вероятно, излишне говорить, что в свете всех изложенных обстоятельств новый виток конфликта неизбежно приобретет и новую конфигурацию, поскольку существует целый комплекс серьезных обстоятельств, способных спровоцировать непосредственное участие в противостоянии значительных внерегиональных сил. Помешать такому развитию событий могло бы придание региону международного статуса нейтральной демилитаризованной зоны. Однако ясно, что к этому не готовы не только сами страны Южного Кавказа, имеющие слишком много проблем внешнего и внутреннего свойства, но и стоящие за ними мировые и региональные державы, поучающие новые независимые государства, как именно им следует мирно сосуществовать друг с другом, и одновременно продолжающие рассматривать эти страны в качестве возможного инструмента решения своих собственных политико-экономических задач.