ПОСЛЕДНЯЯ встреча молдавского и приднестровского президентов Владимира Воронина и Игоря Смирнова в Тирасполе породила немало негативных, разочарованных комментариев. Эти настроения не разделил министр иностранных дел непризнанной ПМР Валерий Лицкай. По его словам, переговоры приобрели регулярный характер и 8 августа Владимир Воронин с Игорем Смирновым условились о проведении еще двух встреч. Одна пройдет на уровне делегаций, а в рамках второй в конце августа - начале сентября президенты тет-а-тет обсудят вопрос о будущем статусе Приднестровья.
8 августа, в частности, был подписан протокол об укреплении мер доверия в едином оборонном пространстве. Как напомнил Валерий Лицкай, о его создании представители Кишинева и Тирасполя договорились ранее в Киеве. А затем в ходе специального семинара, организованного ОБСЕ, изучили возможные варианты формирования этого пространства. К примеру, известный боснийский опыт говорил о необходимости предусмотреть в числе первых шагов принятие документов о взаимных мерах доверия. Что и было сделано в данном случае. В результате военные ведомства сторон, прежде не участвовавшие в диалоге, напрямую подключились к нему.
В Тирасполе президенты также приняли принципиальное решение о создании совместных таможенных постов на границе с Украиной, которое теперь предстоит детализировать. Кроме того, руководителям Национального и Центрального молдавского, а также Приднестровского банков поручено в двухнедельный срок определить причины невыполнения соглашения 1995 г. об обеспечении параллельного безналичного хождения валюты.
Для разрешения практических проблем, сообщил Валерий Лицкай, стороны уже создали необходимый механизм. Скажем, если у кого-то возникают претензии по поводу реализации соглашения о сотрудничестве в коммуникационной сфере, он может обратиться в комиссию по координации переговорного процесса в Кишиневе и Тирасполе. Позитивным фактором приднестровский министр назвал и формирование в Молдавии консолидированной властной вертикали: сегодня законодательная власть здесь действует заодно с исполнительной, и можно рассчитывать, что первая не заблокирует решение второй по приднестровскому урегулированию.
Правда, говорить о выработке итоговых документов пока рано. Как пояснил Валерий Лицкай, вопреки своим предвыборным обещаниям (предложить новые смелые рецепты достижения окончательного урегулирования), 16 мая Кишинев передал Тирасполю проект со старым вариантом автономного статуса, на котором настаивал еще экс-президент Мирча Снегур. Очевидно, Владимир Воронин, пришедший к власти в условиях обвального структурного кризиса в стране и вынужденный одновременно заниматься самыми различными задачами, соблазнился идеей скорейшего разрешения приднестровского конфликта по уже известной схеме. Однако предложенная форма автономии не вписывается в концепцию общего государства, регламентированную московским меморандумом. Да и сами представители Молдавии под занавес правления Петра Лучинского пришли к пониманию статуса Приднестровья как государственно-территориального образования. И в будущем стороны неизбежно создадут некую межгосударственную ассоциацию в конфедеративной или федеративной форме, предположил Лицкай, затруднившись, впрочем, уточнить вероятные сроки достижения подобного консенсуса.
Комментируя сделанное Владимиром Ворониным в Тирасполе заявление о том, что в переговорном процессе Игорь Смирнов исчерпал себя, министр иностранных дел ПМР заметил, что то же самое говорили и два предшественника молдавского лидера. Он также не согласился с высказыванием Воронина о провокационном характере недавнего решения ввести в Приднестровье новые паспорта. Оно было обусловлено тем, что запасы старых советских паспортных книжек закончились. Это решение, по его мнению, не противоречит двустороннему договору о взаимном признании внутренних документов, к каковым относится и паспорт.
К слову, сам Валерий Лицкай ранее выезжал за рубеж по молдавскому загранпаспорту. Но когда об этом было сообщено общественности как о крамольном и преступном факте, он перешел на соответствующий российский документ.
На вопрос корреспондента "НГ", не оказывает ли сегодня Москва давления на Тирасполь, дабы помочь таким образом в переговорах с ним Владимиру Воронину, продекларировавшему свои пророссийские приоритеты, Лицкай ответил отрицательно. Реальных фактов политического и экономического давления с российской стороны выявлено не было. Приднестровский министр высоко оценил роль РФ в прекращении вооруженного конфликта и последующем мирном урегулировании. Но, разумеется, добавил он, у Тирасполя также имеются свои политические интересы. Однако они до сих пор не входили в прямое противоречие c устремлениями Москвы. И в непростом вопросе о вывозе российского имущества был достигнут консенсус. Подписанное представителями РФ, ПМР и ОБСЕ соответствующее соглашение постепенно реализуется.
Говоря о выполнении второго обязательства, взятого на Cтамбульском саммите ОБСЕ, по выводу российского воинского контингента из Молдавии, Валерий Лицкай подчеркнул, что приднестровцы не намерены удерживать российских военных. Проблему сохранения своего военного присутствия где-либо и надлежащего его правового обеспечения Россия должна решать сама. Тирасполь же лишь высказывает собственное желание, чтобы российские воинские подразделения и далее оставались в Приднестровье.
Кишинев