ЗА ПОЛГОДА до парламентских выборов на Украине наибольшее внимание политиков и политологов привлекает к себе "донецкая группа" (или "клан"), которая, по некоторым прогнозам, способна стать одним из лидеров предвыборной кампании и оказаться в числе основных игроков на украинском политическом поле после марта 2002 г. "Донецкий клан" - явление уникальное даже в "клановой" системе украинской политики, ибо, во-первых, в последнее время донетчане сконцентрировали в своих руках огромные финансово-промышленные ресурсы, позволяющие им конкурировать с любой из находящихся на киевском Олимпе финансово-политических групп, а во-вторых, о столь серьезной политической силе и о ее лидерах до сих пор практически ничего не было известно.
"Отцы Донецка" демонстративно отказывались от любой активной политической деятельности, заявляя, что они предпочитают "делать конкретное дело" и "решать проблемы региона". При этом "донецкий клан", как флюгер, чутко улавливал все политические нюансы инициатив и решений президента Леонида Кучмы. Разумеется, регион всецело поддерживал государственный политический курс, не проявляя при этом излишней инициативы, которая могла бы быть хоть в малейшей степени расценена как посягательство на "столичные горизонты". И пока "днепропетровский" и "киевский" кланы несколько последних лет вели изнурительную борьбу за место под солнцем, донетчане спокойно и тихо "делали конкретное дело", накапливая силы и ресурсы для "взятия Киева", которое состоится, возможно, уже на следующих выборах. Ибо к 2001 г. выяснилось, что незаметная "донецкая группа" превратилась в сильнейший финансово-политический центр, которому стало тесно в рамках одного региона и который имеет право и возможность претендовать на расширение своего политического влияния до уровня всего государства. Украинская "Инвестиционная газета" утверждает: "За 2000 г. эта группа стала самой мощной на Украине - достаточно сказать, что входящая в нее компания "Индустриальный союз Донбасса" по итогам 1999 г. заняла второе место во всеукраинском рейтинге "ТОР-100" по объемам валового дохода, который составил 3,8 млрд. гривен". По сведениям "Инвестиционной газеты", группа владеет крупными металлургическими, коксохимическими и горно-обогатительными предприятиями (или влияет на них), монопольно поставляет газ на все промышленные предприятия Донецкой области, контролирует большинство украинских шахт и Харцызский трубный завод. Регион, в котором сконцентрированы основные мощности украинской металлургии и тяжелого машиностроения и который производит около 25% украинского ВВП, сам по себе обеспечивает донецким политикам удачные политические стартовые возможности.
Собственно, попытки донетчан "покорить Киев" уже предпринимались - в другое время и другими людьми. Первая относится еще к 1993 г., когда на волне одной из самых "громких" шахтерских забастовок первый украинский президент Леонид Кравчук отправил в отставку премьер-министра Леонида Кучму, а и.о. премьер-министра стал директор одной из крупнейших донецких шахт Ефим Звягильский. Правда, примерно через год, когда Кучма был избран президентом, донецкая группа вынуждена была уйти с украинской политической сцены. Настало время "днепропетровцев".
Вторая попытка "донецкого клана" отвоевать право на достойное представительство в государственных органах власти была предпринята уже через год. Новым губернатором Донецкой области стал Владимир Щербань, который собрал вокруг себя команду молодых и амбициозных донецких бизнесменов. Но уже в 1995 г. основные члены донецкой команды были уничтожены: погибли "газовики" Швыдченко и Момот, президент футбольного клуба "Шахтер" и учредитель фирмы "Люкс" Ахат Брагин ("Алик Грек"), а в 1996 г. был расстрелян народный депутат Евгений Щербань. Из группы уцелели несколько человек, в том числе Ринат Ахметов.
Сегодня это имя в киевских коридорах власти произносят уважительным шепотом. Говорят, что Ахметов "может все", что для него не существует нерешаемых проблем. Сам Ринат Леонидович весьма неохотно общается с журналистами и категорически отказывается говорить о политике, утверждая, что эта сфера его не интересует. Известно, что Ахметов родился 21 сентября 1966 г. в Донецке в семье шахтера, что он в начале 1990-х закончил экономический факультет Донецкого госуниверситета, а в 1995 г. инициировал создание Донецкого городского банка, став одним из самых молодых украинских банкиров. Ринат Ахметов известен также как человек, который не побоялся выступить против премьера Павла Лазаренко. Украинское интернет-издание "Форум" пишет: "С одной стороны, это смахивало на самоубийство: Лазаренко был в зените славы и могущества, а его структуры контролировали почти половину экономики Украины. Однако Ахметова, который в то время стал президентом футбольного клуба "Шахтер" и унаследовал от Брагина фирму "Люкс" (он, кстати, до сих пор скромно значится только акционером этой фирмы), было не испугать. Лазаренко тоже умел ценить соперников. В начале 1997 г. премьер признал, что "единственный человек на Украине, с которым он может говорить на равных, - это Ринат Ахметов".
Украинские политики считают, что в 1997 г. именно Ахметову удалось добиться отстранения от должности ставленника Лазаренко - председателя Донецкой облгосадминистрации Юрия Полякова и назначения на этот пост Виктора Януковича. С этого момента началась новейшая история "донецкого клана". Информированные источники утверждают, что Ахметов и Янукович очень дружны, что их команду составляют руководители дочерних структур "Индустриального союза Донбасса" - компаний "АРС", "Данко", "Энерго", "Эмбролл", "Гефест". Янукович и Ахметов, выступая в прессе, всегда говорят, что у них нет ни общих бизнес-интересов, ни деловых связей, что они ценят друг в друге преданность интересам региона.
Общими усилиями "донецкой группе" удалось добиться многого - по сути, была сформирована полная производственная цепочка: уголь-кокс-руда-металл. Весной этого года появилась информация о том, что "клан" сумел получить в свое распоряжение даже электроэнергетическую инфраструктуру, организовав, таким образом, фактически автономное и весьма экономически успешное "государство в государстве". При Ахметове и Януковиче даже донецкий футбольный клуб "Шахтер" вышел на международный уровень и стал достойным соперником киевского "Динамо" (кстати, Ринат Ахметов и Григорий Суркис соперничают не только в футболе, но и в политике). На Украине считают знаковым назначение в 2000 г. на пост президента Профессиональной футбольной лиги Украины бывшего вице-президента клуба "Шахтер" Равиля Сафиуллина. Ранее эту должность занимал Григорий Суркис. Говорят, что все близкие к Суркису и СДПУ(о) структуры не считают донецкий бизнес-климат благоприятным.
Заслугой Виктора Януковича украинские аналитики называют недавнее примирение "донетчан" и "днепропетровцев". Последнее серьезное столкновение интересов двух групп было связано с продажей акций Алчевского металлургического комбината. Руководство АМК вынуждено было нанять вооруженную охрану, которая должна была "отбить" предприятие от посягательств соперничающих группировок. Но в результате вмешательства Януковича удалось распределить пакеты акций поровну: "донетчане" и "днепропетровцы" получили по 32,5% акций предприятия, а госпакет 25%+1 акция был передан в управление Луганской облгосадминистрации. "Примирение" двух региональных групп публично вылилось в подписание Договора о сотрудничестве между двумя областями и намерение объединить к парламентским выборам усилия партии "Трудовая Украина" (как считается, представляющей интересы "днепропетровского клана") и "Партии регионов" (созданной, как утверждают аналитики, "донецким кланом"). Причем за последний год ситуация в украинской политике настолько изменилась, что даже политологи затрудняются ответить, какая из партий сегодня сильнее и перспективнее.
К бесспорным "плюсам" своего нынешнего положения донетчане могут отнести то, что в их команду входит руководитель Государственной налоговой администрации Украины Николай Азаров, который считает, что "именно из Донбасса началось возрождение Украины", а поэтому представительство донетчан в украинских органах власти (в частности, в Верховной Раде) необходимо расширить.
До сих пор политическая ситуация на Украине играла на руку "донецкому клану". Информированные источники утверждают, что после "кассетного скандала" Леонид Кучма отдалился от своего ближайшего окружения, в связи с чем пошатнулись позиции таких ранее влиятельнейших партий, как "Демократический союз" (Александр Волков) и СДПУ(о) (Григорий Суркис, Виктор Медведчук). С другой стороны, президент, видимо, нуждается в поддержке надежной, скромной и не замеченной в киевских околополитических склоках силы. На эту роль вполне может претендовать "донецкая группа". В последнее время в Киеве стали говорить даже о том, что, возможно, именно в Донецке "растет" будущий преемник президента.
Киев