В Москве завершились российско-иранские консультации по вопросам Каспия. Замминистра иностранных дел Ирана Али Ахани провел переговоры со своим российским коллегой специальным представителем президента РФ по вопросам Каспия Виктором Калюжным, а также встретился с первым заместителем главы МИДа Александром Авдеевым.
Визит Ахани в Москву состоялся почти сразу после завершения саммита СНГ в Сочи. Тегеран насторожило заявление Гейдара Алиева о том, что российский президент предложил провести четырехстороннюю встречу по Каспию с участием РФ, Казахстана, Азербайджана и Туркмении. Об участии Ирана в саммите не упоминалось. В Москве опасения иранской стороны были развеяны. После беседы с Калюжным высокопоставленный иранский дипломат сделал вывод, что "интерпретация азербайджанской стороной высказывания президента РФ была неверной". По словам Ахани, во время переговоров в МИД РФ было отмечено, что ни в коем случае нельзя соглашаться с 4-сторонним форматом проведения саммита. Все встречи должны происходить только на пятисторонней основе.
Стремление Баку провести предварительные переговоры без участия Тегерана понятно, учитывая последние осложнения в отношениях двух стран по вопросам Каспия. Предполагалось, что одной из причин приезда Ахани в Москву стало желание обсудить с российскими дипломатами разногласия, возникшие между Ираном и Азербайджаном из-за нефтяных месторождений в южной части Каспия. Отвечая на вопрос корреспондента "НГ", Ахани отметил, что, несмотря на разногласия, Иран и Азербайджан "имеют очень много общего в историческом, культурном и религиозном контексте". По его словам, национальные интересы двух стран "завязаны друг на друге, и правительства настроены сделать решительные шаги для укрепления этого сотрудничества". Стороны довольно часто обмениваются визитами на различных уровнях и с "максимальной серьезностью отслеживают выполнение достигнутых ранее договоренностей".
В любом случае все, что касается вопросов Каспия, особенно определения его юридического статуса, должно решаться на основе консенсуса пяти стран. Хотя это длительный процесс, требующий гибкого подхода. Сейчас иранская сторона проводит двусторонние консультации со всеми прибрежными государствами.
Из Москвы замминистра иностранных дел Ирана отправился в Ашхабад. В ближайшее время последуют визиты и в остальные страны. Выбор Ашхабада в качестве первой после Москвы остановки не случаен. Именно Туркмения не была согласна с проведением саммита по вопросам Каспия без участия Ирана. Что касается предложения Туркмении провести в октябре саммит глав пяти прикаспийских государств, то иранская сторона считает, что это возможно только в случае согласия всех сторон. В любом случае в следующем месяце после проведения двусторонних консультаций в Астане пройдет встреча рабочей группы при участии замминистров иностранных дел прибрежных государств.
Позиция Москвы и Тегерана по каспийской проблеме, по мнению Ахани, в целом уже согласована. Осталось только прийти к консенсусу в деталях. Как отметил представитель Тегерана, в отношении закрытых водоемов, коим является Каспийское море, нет конкретных законов и формул. Говоря о справедливости раздела и возможном увеличении своей доли, Тегеран апеллирует к договорам между РСФСР и Персией от 26 февраля 1921 года и между СССР и Ираном о торговле и мореплавании от 25 марта 1940 года. Тогда Каспий был общим морем для двух стран, которые владели им на основе кондоминиума. Сейчас на месте двух государств существует пять, и было бы, по мнению Тегерана, естественно и справедливо, если они будут владеть равными долями. "Если все стороны пойдут на общее пользование этим морем, то вопрос будет решен", - заявил Ахани.
На переговорах в Москве, как и в договорах 1921 и 1940 годов, вопрос о конкретных параметрах раздела Каспия между государствами не затрагивался. Как подчеркнул г-н Ахани, в совместном российско-иранском заявлении по правовому статусу Каспийского моря, принятом во время визита в Москву президента Ирана Хатами 12 марта 2001 года, обе стороны подтвердили, что никаких границ на Каспии нет. По словам Ахани, Калюжный заявил, что Россия исходит из этого коммюнике.
Иран настаивает, что лучший вариант пользования богатствами Каспия - на основе кондоминиума. Специально для "НГ" Ахани отметил, что, пока стороны не придут к каким-либо другим договоренностям, все пять прибрежных государств будут владеть богатствами этого водоема. Сейчас обсуждается также вопрос о выделении прибрежных зон, где у каждого государства будет монопольное право на использование ресурсов. Величина прибрежной зоны является предметом обсуждения. Иран полагает, что можно определить 25-мильную зону, но готов рассмотреть и другие варианты.
Помимо Каспия на встрече в Москве были затронуты и другие вопросы российско-иранских отношений. Ключевой темой в двусторонних контактах станет обсуждение предстоящего визита президента РФ в Тегеран. Дата визита пока не определена. Что касается сотрудничества Ирана и России в совместных региональных проектах, то Тегеран только приветствует любые инициативы российской стороны. Говоря о проекте газопровода Иран-Армения, Ахани отметил, что осуществление этого проекта соответствует интересам всех государств региона, а участие в нем России или любой другой соседней страны рассматривается положительно. Тегеран и Ереван серьезно настроены перейти от слов к делу и начать реализацию этого "конкурентоспособного и экономически обоснованного проекта".