Владимир Путин всегда демонстрирует доброжелательность по отношению к Леониду Кучме и Александру Лукашенко, но от прямолинейной поддержки коллег-президентов предпочитает воздерживаться
УЖЕ В ТОТ день, когда Главная военная прокуратура России возбудила в отношении украинского экс-вице-премьера Юлии Тимошенко уголовное дело, политическая подоплека происходящего была очевидна. Лишь на первый взгляд могло показаться, что действительность не содержит в себе места для большого политического скандала. Сама Тимошенко - лидер оппозиционной партии "Батькивщина" - назвала инициативу российских судебных органов результатом договоренностей президентов России и Украины, которые задались целью уничтожить украинскую оппозицию и расчистить Леониду Кучме дорогу к третьему президентскому сроку. Но это далеко идущие намерения, а программой-минимум оппонентов Тимошенко ее сторонники считают компрометацию демократической оппозиции к моменту предстоящих выборов в парламент, назначенных на март будущего года.
Эти догадки не лишены логики: за последнее время Кучма встречался со своим российским коллегой трижды, и каждый раз президенты пытались согласовать стратегию сотрудничества. В результате Леонид Данилович сумел доказать Владимиру Владимировичу, что, как украинскому лидеру, ему альтернативы нет и Москве будет выгодно сделать ставку именно на него.
Соратники Тимошенко по партии распространили заявление, в котором утверждается, что Кучма уговорил Путина "открыть сфабрикованное дело" в отношении лидера "Батькивщины" в обмен на протекционизм и льготный допуск российского капитала на украинский рынок. Выполнив свои обязательства по этой сделке, Москва получит монопольное право на украинскую экономику. Но оппозиция не намерена сидеть сложа руки в предвидении такой перспективы. Сторонники Тимошенко пригрозили Кучме, что "в ответ на очередную дешевую провокацию власти оппозиционные силы еще теснее сплотят свои ряды, консолидируют усилия для безоговорочной победы на парламентских выборах и очищения Украины от криминально-олигархической грязи".
Короче говоря, теперь у лидеров оппозиции не осталось сомнений, что на парламентских выборах будут доминировать разработанные президентской администрацией "черные технологии". Сама же Тимошенко уверена, что Кучма и Путин достигли стратегической договоренности о сдаче Киевом "национальных интересов Украины в политической, экономической сферах, а также в направлении развития совместных военных программ", но удивлена тем, что Россия, "дважды наступив на одни грабли, решила еще раз поставить на "живой труп". Тем более что суд первой инстанции принял решение освободить из-под ареста мужа Юлии Тимошенко Александра, признав действия украинской прокуратуры в его отношении незаконными.
Вместе с тем намерение Москвы "поставить" на Кучму, не раз демонстрировавшего непоследовательность своей политики, отнюдь не свидетельствует о желании поставить крест на других возможных кандидатов и заявить, что позиция российского руководства остается неизменной вплоть до президентских выборов на Украине. В этом смысле весьма показательной выглядит позиция Кремля в отношении поддержки кандидата на президентских выборах в Белоруссии, которые пройдут уже 9 сентября. Там на первом этапе выборной кампании объявилась целая когорта видных белорусских деятелей, вознамерившихся конкурировать с Александром Лукашенко, в том числе Наталья Машерова, на которую падал отблеск немеркнущей харизмы ее отца - первого секретаря ЦК Компартии Белоруссии Петра Машерова, авторитетный дипломат, экс-мэр Минска Михаил Маринич и другие. Москва косвенно намекала, что политическое руководство России может занять в выборном споре нейтральную позицию, рассматривая некоторых из претендентов в качестве достаточно приемлемой альтернативы действующему главе белорусского государства. Почувствовав опасность лишиться поддержки со стороны Кремля, Лукашенко явно занервничал. Из Минска стали регулярно поступать сообщения о неприкрытом давлении на кандидатов в президенты. Первой с предвыборной дистанции сошла Машерова. Из весьма смутных ее объяснений и комментариев местных наблюдателей можно было понять, что она боится повторения судьбы своего отца, погибшего при невыясненных обстоятельствах в автокатастрофе. На днях ЦИК отказал в регистрации Мариничу и бывшему руководителю президентской администрации, а ныне видному оппозиционеру Михаилу Синицыну.
Сам же Александр Лукашенко почему-то выразил уверенность, что в случае его переизбрания "дипломатические и политические отношения Белоруссии с Западом нормализуются". Президент рассуждает так: Запад занял выжидательную позицию, и хотя ему претит проводимая белорусским руководством политика на тесное сближение с Россией, там "появилось понимание того, что от конфронтации с Белоруссией необходимо переходить на рельсы сотрудничества, и это понимание будет возрастать". Лукашенко даже пообещал пригласить на выборы наблюдателей ОБСЕ. Вообще-то уже давно пора было это сделать, но, по данным белорусского президента, ОБСЕ до сих пор сама еще не приняла решения о направлении наблюдателей. Тут же он предположил, что "представители Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ наверняка приедут уже с готовым заключением, как это было на парламентских выборах", которые не были признаны свободными и демократическими.
На днях Запад предпринял еще одну акцию, названную одними стремлением информировать белорусское общество о реальных процессах, а другими - прямым вмешательством во внутренние дела страны. Речь идет о расширении вещания в Белоруссии радиостанции "Свобода", финансируемой Госдепом США. "Это крайне недружественный шаг по отношению к Белоруссии, - сказал Лукашенко. - Они массированно давят на население республики в канун президентских выборов".
Однако "массированно давят" не только американцы, но и свои же граждане, требующие создания независимой международной комиссии для расследования дел, связанных с исчезновением известных белорусских политиков Юрия Захаренко, Виктора Гончара, бизнесмена Анатолия Красовского и оператора ОРТ Дмитрия Завадского. Президент против такой комиссии. Он считает, что в нее войдут сотрудники ФБР и ЦРУ, которые непременно фальсифицируют результаты расследования. Лукашенко исходит из того, что "западные спецслужбы уже разработали сценарии дискредитации белорусского руководства" и вскоре последуют очередные обвинения оппозиции в адрес официального Минска, инициированные Западом в предвыборных целях. Если же Лукашенко на выборах победит, он всем расскажет истории, демонстрирующие "всю неприглядность методов оппозиции".
Кстати, сейчас о кознях Запада рассказывает в Баку премьер-министр Белоруссии Владимир Ермошин. На встрече с президентом Гейдаром Алиевым он не скрывал, что Минску как воздух нужно признание международным сообществом итогов президентских выборов. Белоруссия обратилась к Азербайджану, как и к другим странам СНГ, с просьбой направить своих представителей для наблюдения за ходом выборов. В Минске надеются, что поддержка партнеров по Содружеству станет серьезным шагом на пути признания итогов выборов мировой общественностью.
Азербайджанский руководитель весьма дипломатично заверил, что лично активно поддерживает Александра Лукашенко, хочет его победы на выборах и не сомневается в ней, "учитывая политическую обстановку в республике".