ВСЛЕД за вице-премьером правительства России Виктором Христенко, который отвечал на вопросы журналистов и виртуальных читателей на сайте GazetaSNG.ru, 7 августа на страницах этого электронного издания выступил президент Молдавии Владимир Воронин.
Вопреки прогнозам, обусловленным тем обстоятельством, что на следующий день после интернет-пресс-конференции Воронин встречался с лидером ПМР Игорем Смирновым, президент Молдавии не стал сосредотачиваться на проблеме приднестровского урегулирования, сделав акцент на политике Молдавии на международной арене, в том числе и в СНГ, проблемах русскоязычного населения и экспорта трудовых ресурсов.
Не секрет, что в России и, в частности, в Москве, молдавские граждане используются зачастую как дешевая и бесправная рабочая сила. "Нелегалы" не платят никаких налогов. И сегодня Кишинев ведет переговоры с рядом стран о легализации пребывания своих "гастарбайтеров" на их территории. С мэром Москвы Юрием Лужковым уже удалось достичь договоренности о создании Центра социальной защиты молдавских граждан. В то же время Воронин отметил, что главная цель - создание рабочих мест и хороших условий для работы в самой Молдавии. Первые шаги в этом направлении уже сделаны - теперь можно зарегистрировать предприятие за один день, уменьшено количество лицензируемых видов деятельности, создаются благоприятные условия для инвестиций. В этой связи Воронин напомнил, что решение экономических проблем было в числе приоритетов его выборной кампании.
Возглавляемая Ворониным Партия коммунистов ратовала также за придание русскому языку статуса государственного. По этому поводу президенту был задан вопрос, суть которого сводилась к тому, что вторым госязыком в Молдавии должен быть не русский, а украинский, поскольку украинцев здесь больше, чем русских. Воронин ответил, что русский остается языком межнационального общения на постсоветском пространстве и его знание - это "требование и истории, и времени". Кстати, по мнению Воронина, языковая проблема не является первопричиной межнациональных конфликтов, но если бы в свое время жителям Приднестровья дали больше времени на изучение молдавского языка, "не было бы вооруженного конфликта 1992 г.".
Говоря о ситуации вокруг переговорного процесса, Воронин заверил, что Кишинев делает все, чтобы "не словами, а делами доказать желание решить проблему Приднестровья": в одностороннем порядке выводит миротворческие силы с берегов Днестра, сокращает на 30% национальную армию, предлагает объединить свою армию с вооруженными силами ПМР. По его словам, Приднестровью был предложен статус, гарантирующий этому краю самые широкие права. "Если виртуально предположить, что Молдавия потеряет свою независимость, Приднестровье будет иметь право на самоопределение. Это снимает для Тирасполя так называемый вопрос о присоединении Молдавии к Румынии. Что еще нужно сделать с нашей стороны, чтобы снять этот вопрос? Почему Тирасполь не идет нам навстречу? Решение затягивается по той причине, что сформировавшиеся за эти годы мафиозно-государственные структуры Приднестровья очень заинтересованы в том, чтобы все оставалось по-прежнему. Неподконтрольное правительство, прозрачные для контрабанды, коррупции, криминалитета границы и тому подобное", - заявил президент Воронин.
Отвечая на вопрос "НГ" о том, что в руководстве страны разрабатывается идея совмещения постов президента и премьер-министра, Воронин сказал, что остается сторонником развития и укрепления парламентской формы правления.
Немало внимания президент уделил и проблеме присоединения Молдавии к Союзу России и Белоруссии. По его словам, этот союз только создается, и "от того, какое он приобретет содержание, зависит и наше отношение к нему". Одновременно Кишинев будет рассматривать и другие варианты интеграции. И в этом смысле нельзя не учитывать позицию Украины, через которую Молдавия может "взаимодействовать со странами СНГ". А вообще, философски отметил молдавский президент, все меняется, внутри СНГ появляются новые структуры и "кто знает, наверное, могут появиться и другие".