Понятие нейтралитета, в честь которого в Ашхабаде даже сооружен монумент, является для Туркменбаши не пустым звуком, а руководством к действию.
САПАРМУРАТ НИЯЗОВ не поддержал идею Владимира Путина о проведении встречи глав четырех прикаспийских стран, входящих в СНГ, для выработки единой позиции по вопросам определения нового международно-правового статуса водоема.
Напомним, что в рамках состоявшегося в Сочи неформального саммита Содружества прошла встреча президентов России, Казахстана и Азербайджана, после которой Нурсултан Назарбаев сообщил журналистам о том, что вышеназванные три страны практически пришли к единой позиции в отношении разрешения каспийской проблемы. По словам казахстанского лидера, к этой позиции близка и Туркмения, чьи предложения, в частности о выделении на Каспии 12-мильной приграничной зоны для каждого прибрежного государства, "можно было бы учесть".
Назарбаев дал понять, что общая позиция касается не только принципов разграничения водоема, который предлагается поделить по дну путем проведения срединной линии, оставив в общем пользовании водную толщу и поверхность Каспия. Речь идет также о том (и это вполне претендует на сенсацию), что Россия, Казахстан и Азербайджан фактически предлагают оставить Иран в тех условных границах, которые отделяли его на Каспии от Советского Союза. Ссылка президента Казахстана на советско-иранские договоры от 1921 г. и 1940 г. и полная солидарность с ним Гейдара Алиева (о чем он заявил журналистам по возвращении в Баку) могут означать не что иное, как попытку создать своеобразный альянс прикаспийских стран СНГ для того, чтобы склонить Иран к изменению его нынешней бескомпромиссной политики на Каспии. Другими словами, "правопреемники бывшего Союза", как сказал Назарбаев, решили оказать дипломатическое давление на Тегеран с тем, чтобы он отказался от своего стремления поделить водоем на пять равных частей - по 20% каждому из прибрежных государств.
Если между тремя президентами прикаспийских стран, встречавшимися в Сочи, судя по всему, царило полное единодушие, то позиция четвертой страны СНГ, расположенной на Каспии, оставалась неясной. Сапармурат Ниязов, как известно, на саммит не приехал, а потому возникли предположения, что с ним по телефону согласовали принципы нового подхода к развязыванию каспийского узла.
Однако уже на следующий день после сочинской встречи пресс-секретарь туркменского лидера выступил с заявлением, которое не оставило никаких сомнений в том, что "дружить против Ирана" в каспийском процессе Туркменбаши не намерен. Тем самым Сапармурат Ниязов в очередной раз продемонстрировал, что для возглавляемой им страны нейтральный статус это не просто красивый лозунг. Даже авторитет Владимира Путина (а именно президент России, судя по словам Гейдара Алиева, взял на себя миссию организовать саммит "каспийской четверки") не подвиг Ниязова отказаться от принципа неприсоединения к разного рода блокам и альянсам, чьи задачи могут заставить хотя бы косвенно усомниться в туркменском нейтралитете. К тому же Ашхабад на протяжении всех лет диалога по Каспию последовательно выступал за полное равноправие всех участников процесса вне зависимости от того, является ли то или иное государство членом СНГ или нет. Не следует также сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что Туркмения имеет с Ираном границу, превышающую по протяженности 1,5 тыс. км, и для нее важно ничем не омрачать сложившиеся добрососедские отношения с этой страной.
Как заявил пресс-секретарь президента Туркмении Какамурад Баллыев, "начатое на неформальном саммите СНГ обсуждение вопросов статуса Каспия должно быть продолжено в Туркменистане в полном составе глав пяти прикаспийских государств". Сапармурат Ниязов, сказал пресс-секретарь, ждет в гости президентов прикаспийских стран на первый каспийский саммит, посвященный вопросам определения юридического статуса моря. Какамурад Баллыев напомнил, что эту встречу "планируется провести в Туркменистане в октябре нынешнего года".
"Пятисторонняя встреча предполагает прямой диалог и широкий обмен мнениями, которые необходимы именно сегодня для ускорения процесса выработки правовых норм сотрудничества на море, богатом энергетическими и природными ресурсами", - отметил пресс-секретарь туркменского президента. "Готовность всячески содействовать этому процессу, о которой заявили в Сочи главы России, Казахстана и Азербайджана, будет практически подтверждена их участием в каспийском саммите", - подчеркнул Какамурад Баллыев.
В тот же день Интерфакс со ссылкой на дипломатические источники в Москве сообщил, что российская сторона также выступает за скорейшее проведение саммита прикаспийских государств - России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана. "Чем скорее состоится встреча лидеров "каспийской пятерки", тем лучше, поскольку, как показывает развитие событий, напряженность на Каспии из-за неурегулированности его правового статуса нарастает и уже выливается в конфликты между прибрежными государствами", - отметили источники. По их словам, в Москве считают, что саммит "непременно должен состояться осенью этого года" и вопрос о его проведении в Туркмении "решен уже давно".
Впрочем, совершенно очевидно, что информация со ссылкой на российские источники готовилась еще до того, как стало известно о намерениях предварить "пятерку" "четверкой". Ближайшие дни покажут, станет ли отказ Туркмении вливаться в каспийскую "четверку" причиной пересмотра отношения других прибрежных стран к проведению полноформатного саммита по проблемам моря, которое называют вторым Персидским заливом, имея в виду насыщенность его недр нефтью и газом.