ПРОПАЖУ известных в Белоруссии людей, каждый из которых в свое время так или иначе высказывал нелицеприятные суждения в адрес президента Александра Лукашенко, традиционно принято инкриминировать белорусским властям. Справедливы эти обвинения или нет, удастся понять не раньше президентских выборов, намеченных на 9 сентября, да и то лишь в случае проигрыша Лукашенко. Однако уже сейчас власти начали осознавать, что спекуляция на чувствах людей, которых уверяют в виновности действующего президента, якобы сжившего со свету своих оппонентов (за два минувших года пропали без вести экс-глава МВД Дмитрий Захаренко, экс-вице-премьер Виктор Гончар, предприниматель Анатолий Красовский и оператор ОРТ Дмитрий Завадский), является одним из основных козырей оппозиции.
Не мудрствуя лукаво, власти обвинили в похищении и сокрытии за пределами Белоруссии людей саму оппозицию, а именно лидеров Объединенной гражданской партии Белоруссии (ОГП). Вот уж поистине, только наивный будет искать логику в хитросплетениях человеческой души.
В эфире белорусской аналитической программы "Резонанс" были озвучены результаты прокурорской проверки жалобы, составленной тремя жителями города Борисова. Борисовцы подробно рассказали, каким образом лидеры ОГП вывозят своих жертв за границу и способствуют предоставлению им политического убежища на Западе.
В качестве раскаявшихся была представлена чета Косубуцких. Они-де вступили в ОГП и были ангажированы этой структурой с целью активного участия в ее несанкционированных (разумеется!) акциях. Потом супругам пришлось заплатить полтысячи долларов, чтобы оказаться за границей в статусе "жертв режима", но жадные руководители ОГП не сдержали обещания и денег им вопреки предварительной договоренности не вернули. Лидер ОГП Анатолий Лебедько в интервью Интерфаксу назвал "провокацией" сюжет, показанный по Белорусскому телевидению, и сообщил, что намерен в судебном порядке требовать опровержения "данной клеветы".
Международные организации уже не раз требовали от официального Минска пролить свет на судьбу пропавших без вести инакомыслящих. Так, например, в связи со второй годовщиной исчезновения бывшего министра внутренних дел Юрия Захаренко с таким призывом выступила Швеция, возглавляющая ЕС. После ухода в отставку с поста заместителя министра в 1996 году Захаренко перешел в политическую оппозицию. 7 мая 1999 года он позвонил жене Ольге из здания одной из пожарных станций в Минске и сказал, что едет домой. Но дома он так и не появился.
Власти же всегда утверждали, что исчезновения Захаренко и других оппонентов президента не были организованы "компетентными органами". В ноябре в ходе перестановок в правительстве Лукашенко даже отправил в отставку нескольких руководителей спецслужб "за ошибки в расследовании громких уголовных дел, включая исчезновение людей". Год назад Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе также призывала власти Белоруссии активизировать розыск пропавших деятелей оппозиции - Виктора Гончара и Анатолия Красовского.
Интересно, что, перед тем как начать обвинять оппозицию, власти Белоруссии пытались "пришить" исчезновению, например, Завадского криминальный оттенок, но уже тогда утверждалось, что оператор мог находиться в одном из посольств западных стран, аккредитованных в Минске. Посольство Белоруссии в Москве уже выражало протест по поводу "вмешательства отдельных СМИ" в историю с представителем ОРТ. Посол Белоруссии в Москве Владимир Григорьев говорил, что Минск сам способен разобраться в ситуации, а упоминание в связи с делом Завадского общей статистики загадочно пропавших в Белоруссии граждан вызывает возмущение, ведь в России людей пропадает куда больше. "Мы живем в сложной криминогенной обстановке, и все официальные лица признают это, но к политике это никакого отношения не имеет", - уверял посол.