ПО ЗАВЕРШЕНИИ первых 100 дней своего правления и под занавес летней сессии вновь избранного парламента руководители Молдавии впервые дружно отчитались перед согражданами. Президент Владимир Воронин и премьер-министр Василий Тарлев выступили на последнем парламентском заседании и провели пресс-конференции. А спикер Евгения Остапчук опубликовала в правительственной газете обширный отчет о работе законодательного органа.
Выступая перед депутатами, Владимир Воронин отметил, что, вопреки прогнозам, новое руководство сумело избежать как внутренней дестабилизации в республике, так и ее международной изоляции. За истекший период Молдавия присоединилась к Всемирной торговой организации и Пакту о стабильности в юго-восточной Европе, продолжила конструктивное сотрудничество с Евросоюзом и различными региональными структурами. При этом ей удалось сбалансировать разновекторность своих геополитических устремлений. Приоритетным отношениям с Москвой как стратегическим партнером Кишинева никак не противоречит курс страны на европейскую интеграцию, по которому движется и Россия, заявил по этому поводу Владимир Воронин.
Президент за время после своей инаугурации (7 апреля) успел побывать и в Москве, и в Брюсселе, и в Страсбурге, встретился с украинским и румынским коллегами. А недавно принял в Кишиневе президента КНР Цзян Цзэминя. Осенью Воронин отправится с официальным визитом в Москву для подписания базового межгосударственного российско-молдавского договора, а в Кишинев приедут президенты Азербайджана и Румынии Гейдар Алиев и Ион Илиеску. Причем и с Москвой, куда Владимир Воронин совершил непротокольную блиц-поездку, и с Бухарестом, где побывавший на днях Василий Тарлев договорился с румынским премьером об установлении прямой телефонной связи, у Кишинева складываются достаточно хорошие отношения.
Похоже, не сбудется предсказание оппонентов нынешней власти о том, что правящая Партия коммунистов не сумеет договориться о возобновлении внешнего финансирования страны. Встречаясь с находящимся сейчас в Молдавии региональным директором МВФ Ричардом Хаасом, здешние руководители подтвердили готовность выполнить ранее достигнутые договоренности. И президент заменил свой прежний жесткий тезис об ответственности фонда за критическое состояние экономики республики, следовавшей его рекомендациям, суждениями о необходимости рационального использования займов - дабы стать богатыми, а не оставаться бедными. Не желая раздражать зарубежных кредиторов, парламент перенес на осенне-зимнюю сессию рассмотрение вопросов о корректировке пенсионной и административно-территориальной реформ, осуществленных ранее по настоянию МВФ.
На фоне отмеченных внешнеполитических успехов тем более неожиданной показалась отставка министра иностранных дел Николае Черномаза. Его, наряду с министром энергетики Ионом Лешану, отстранили от должности "из-за несоблюдения исполнительской дисциплины". Черномаз в качестве главы внешнеполитического ведомства вошел в предыдущее правительство в ноябре прошлого года - при тогдашнем президенте Петре Лучинском и по настоянию Партии коммунистов. Ранее он руководил предвыборным штабом Лучинского в президентской кампании, а затем занимал посты государственного министра, посла в Венгрии и слыл влиятельным человеком. Но, как отметили наблюдатели, руководимый им МИД, незамедлительно выступив с протестом в связи с инициативой Госдумы РФ об образовании союза России, Белоруссии, Украины, Молдавии и Приднестровья, задержался с реакцией на слова Иона Илиеску, назвавшего Молдавию вторым румынским государством, в котором проживает более 65% румын. Думается, личностный потенциал самого Николае Черномаза уже не соответствует уровню новых внешнеполитических задач, требующих иной, более профессиональной, многоплановой, филигранной работы.
Отстранение же Иона Лешану продемонстрировало решимость руководства навести порядок в производственном секторе и ликвидировать критическое положение в энергетической отрасли. И, безусловно, предпринятые отставки заставили мобилизоваться других членов кабинета.
Это тем более важно в преддверии объявленной Владимиром Ворониным грядущей кадровой революции в госаппарате. В частности, предусмотрена дебюрократизация чиновничества, в основном пока сохраняющего приверженность запретительно-разрешительному методу работы. Одновременно намечено реализовать комплекс мер, направленных на обеспечение эффективной деятельности тех госслужащих, которые способны создать оптимальные условия для привлечения инвестиций, развития производства и бизнеса. С целью их поддержки предполагается внести соответствующие коррективы в Закон "О государственной службе". И в то же время правительство уже утвердило законопроект о декларировании доходов и проверке собственности высокопоставленных аппаратчиков.
Для организации целенаправленной борьбы с коррупцией при президенте Молдавии создан специальный координационный совет. Еще один образованный при главе государства общественный совет займется борьбой с бедностью. К слову, формирование этого совета в сочетании с целым рядом встреч, проведенных представителями общественных организаций, в том числе ветеранов и пенсионеров, позволило властям отодвинуть угрозу предрекавшихся протестных акций. Полученный тайм-аут логично было бы использовать для проработки внешнеполитических стратегических целей и способов их достижения. Как признал молдавский президент, новые власти до сих пор не выработали ясной и четкой стратегии обновления страны, которая учитывала бы заявленные социальные приоритеты.
Отсутствие общей стратегии Кишинева сказывается и на переговорах по урегулированию приднестровского конфликта. Спикер парламента Евгения Остапчук назвала на сегодняшний день невозможными варианты федеративного или конфедеративного устройства молдавского государства, поскольку они противоречат Конституции страны. Традиционная ссылка на Основной закон (принятый в 1994 г. без участия приднестровцев) сегодня выглядит архаичной и бесперспективной. Очевидно, и в сфере приднестровского урегулирования нынешнему молдавскому руководству также предстоит выработать новые нетривиальные подходы к решению старых проблем.
Пока же Владимир Воронин демонстрирует тактику "пробных шагов", постоянно поддерживая переговорный процесс всевозможными инициативами и попытками сыграть на поле Тирасполя. Вот и к очередной своей встрече с главой непризнанной ПМР Игорем Смирновым, намеченной на 8 августа, он подготовил новое предложение об объединении армий Молдавии и Приднестровья. Президент заранее объявил о решении сократить молдавские Вооруженные силы на одну треть - в подтверждение миролюбивости своей политики. В развитие этой идеи Владимир Воронин уже подписал указ об одностороннем выводе миротворцев РМ с двух постов на Днестре и попутно обвинил в нежелании сокращать военное присутствие в зоне безопасности Тирасполь, который, между прочим, давно выступает за полную демилитаризацию сторон.
Предпринимаемые в различных направлениях шаги свидетельствуют о естественном для нового руководства страны стремлении определить путеводный курс и о готовности ему следовать. Дальнейшее развитие событий в Молдавии зависит от меры этой готовности и от способности правящей Партии коммунистов преодолеть инерционные силы, существующие внутри нее самой.
Кишинев