ЭКОНОМИЧЕСКИЕ проблемы по-прежнему остаются для Грузии главной болевой точкой. С другой стороны, по официальным сообщениям, поступления в государственный бюджет за последние месяцы существенно возросли. Это позволило президенту республики заявить, что началась выплата задолженности по зарплатам и пенсиям. Тем не менее дефицит бюджета все еще ощутим, и с учетом данного обстоятельства некоторые наблюдатели считают, что представители экономического блока ведут себя как беспечные дети, избалованные родительской заботой и вниманием. Впрочем, президент, утешая общественность, уверяет ее, что его команда с делом справляется и к тому же рано или поздно все международные долги Грузии будут списаны. Очевидно, что Эдуард Шеварднадзе ищет возможности добиться для страны статуса окончательно обнищавшей, что даст ему и его политическому окружению долгожданный шанс избавиться от постоянных неприятных напоминаний со стороны многочисленных кредиторов. "Трудно признавать, что мы - нищая страна, но что делать, если это так и есть", - посетовал президент на этой неделе. Может случиться, что эту проблему удастся решить без больших затруднений, потому что на каждого из 5 млн. жителей Грузии приходится почти 4 тыс. долл. внешнего долга, тогда как для попадания в список беднейших стран достаточно и 300 долл. на гражданина.
Впрочем, не все экономисты почитают за благо списание долгов. Директор Института экономического развития Нико Орвелашвили, комментируя предложение Великобритании на саммите в Генуе о присвоении Грузии статуса беднейшей страны и соответственно списании ее внешних долгов, заявил следующее: "Если сегодня наши долги будут списаны, завтра с нами никто разговаривать не станет. Если завтрашняя курица предпочтительнее сегодняшнего яйца, то сегодня нам следует отказаться от съедения этого яйца".
Между тем некоторые из виновных в экономических неурядицах, внесенные государственными борцами с коррупцией в особые списки, начинают в принудительном порядке выходить на свет божий с помощью отдельных политиков, заинтересованных не только в ликвидации тотальной практики мздоимства, но и в дискредитации определенной части парламентского большинства. Губернатор Имеретии Тимур Шашиашвили на заседании правительства обвинил депутата Давида Бежуашвили в закулисных манипуляциях, наносящих ущерб двум крупным предприятиям: комбинату по добыче марганцевой руды в городе Чиатура и заводу ферросплавов в Зестафони. После того как министр госбезопасности Вахтанг Кутателадзе поддержал имеретинского руководителя, заявив о наличии бесспорных улик, президент потребовал тщательного расследования. Прокуратурой возбуждено уголовное дело. Помимо Бежуашвили в нем фигурируют еще несколько известных лиц, пользующихся пособничеством депутата.
Тимур Шашиашвили пообещал, что следствию будет представлено не менее сотни документов, подписанных, в частности, бывшим вице-спикером и руководителем парламентского комитета. Под вице-спикером он подразумевает нынешнего генерального секретаря Союза граждан Эдуарда Сурманидзе. Кроме того, губернатор попытался нанести удар по двум министрам - юстиции и налоговых платежей, Михаилу Саакашвили и Михаилу Мачавариани. При их непосредственном содействии, утверждает Шашиашвили, две местные фирмы продолжают заниматься реализацией части продукции завода ферросплавов. Он обратился к президенту с просьбой остановить этот неуправляемый процесс.
В свою очередь, Михаил Саакашвили обращает внимание губернатора на заключение Торговой палаты, опровергающее участие обоих министров в вывозе продукции, и выражает возмущение вмешательством государственных структур в спор коммерческих субъектов. "Президент был информирован явно неверно", - считает Михаил Мачавариани. Таможня, по его разъяснению, нуждается в документе, который подтвердит, что те или иные разрешения, выданные другими службами, аннулированы, в противном случае таможенный департамент не вправе запрещать вывоз. Мачавариани дал понять президенту, что информация о получении разрешения на вывоз от Министерства юстиции не соответствует действительности. Вместе с другими политиками из "Союза граждан" он опасается, что ситуация может неоправданно обостриться.
Любопытно, что, несмотря на разборки в высших сферах, из порта Поти утром следующего дня заинтересованные лица сумели все же вывезти продукцию на 70 тыс. долл. При этом на таможню тут же совершила нападение группа неизвестных, которые нанесли побои таможенникам и разбили голову начальнику таможни.
Кстати говоря, все чаще звучат обвинения, согласно которым незаконный вывоз древесины, цветных металлов и других видов ценного сырья контролируется депутатами и чиновниками правящей партии. Не случайно многие политики одновременно приходят к выводу о серьезной запущенности дел во многих ключевых структурах власти. В самом деле, о какой борьбе с коррупцией можно говорить, если преступники пользуются родственным расположением власть имущих и высоким покровительством влиятельных политиков, противостоящих парламентской команде правящей партии.
Похоже, что сражения с исполнительной властью переходят в борьбу с законодательной. И это может устроить многих деятелей, составляющих основное ядро бизнесменов от политики, причем сразу по нескольким причинам. Во-первых, произойдет окончательная дискредитация лидеров, известных в качестве активных сторонников реформ и претендующих на места в высших эшелонах исполнительной власти. Во-вторых, это поможет избавиться от "неуместного" рвения людей, опасных своими попытками разоблачения конкурирующих кланов. В-третьих, борьба с коррупцией обретет как бы реальное содержание, и вместе с тем многие "акулы бизнеса" не только не пострадают, но вознесутся еще выше. Тем более если президенту удастся списать лишние долги, получив статус обездоленной страны. Правда, остаются долги внутренние, и справиться с ними государству, похоже, не по силам. В целом же особенность нынешней ситуации такова, что рыльце в пушку почти у всех противостоящих сторон, а вопрос заключается в том, кому лучше удастся сыграть роль честных ревнителей закона и правдоподобнее сделать хорошую мину при плохой игре.
Тбилиси