0
921
Газета СНГ Интернет-версия

02.08.2001 00:00:00

Сильные регионы как основа целостности Грузии

Тэги: грузия, регион, сепаратизм


НЕДАВНО глава представительства Аджарской автономной Республики при правительстве Грузии Гамлет Чипашвили заявил, что руководство Аджарии не обязано согласовывать с Центром решения местного значения. Эти слова вызвали очень неоднозначную реакцию, но объясняются они тем, что Грузия по сей день остается единственной республикой бывшего СССР, где до сих пор не разграничены полномочия между Центром и регионами. Исходя из этого, по мнению Гамлета Чипашвили, "сомневаться в законности решений аджарского руководства не приходится, поскольку на территории Аджарии формирование и развитие демократических институтов принимает конкретные контуры, тогда как центральные власти и правящая партия не намерены отказываться от авторитарного правления в стране".

Анализируя реформаторскую деятельность батумского руководства, можно прийти к выводу, что одним из главных требований автономных республик в составе Грузии является отказ от жесткой центристской политики в отношении внутригосударственных образований и переход на децентрализованное управление.

Таким образом, в свете сохранения единства и целостности грузинского государства перспективным видится организация межрегионального сотрудничества, основанного на партнерстве и взаимной поддержке. Однако достигнуть относительной гармонии в отношениях без взаимного согласия вряд ли возможно. Следовательно, в ближайшем будущем проблема разграничения полномочий между Центром и регионами должна быть решена. И в этой связи Грузии особенно важно провести тщательно спланированную реформу в области самоуправления, благодаря чему у населения каждого региона, района, города должна появиться возможность внести свой вклад в восстановление и укрепление государственных основ.

Исходной точкой этой реформы должны быть отнюдь не центристские притязания правящей элиты, но искреннее желание создать реальную почву для развития каждого отдельного региона. Власти Грузии не должны опасаться развития регионализма в стране, ибо в конечном счете проблема регионализма не выходит за пределы единого правового и территориального пространства, более того, участие регионов в делах государства должно осуществляться через соответствующее представительство регионов в законодательных органах.

По-видимому, центральные органы власти Грузии в последнее время в этом вопросе склоняются к компромиссу. Это подтверждается недавним заявлением президента Эдуарда Шеварднадзе о том, что он разделяет стремление руководства Аджарской автономной Республики к установлению между Тбилиси и Батуми "качественно новых прогрессивных взаимоотношений". Таким образом, фактически официальный Тбилиси одобрил решение Верховного совета Аджарской автономной Республики о преобразовании Верховного Совета Аджарии в двухпалатный парламент.

Ключ к решению мирного сосуществования Центра и регионов лежит в правильном понимании роли самоуправления в становлении "регионального государства", поскольку именно самоуправление является одной из важных гарантий обеспечения государственной целостности. В любом случае следует помнить, что местное самоуправление является формой народовластия, обеспечивающей защиту совместных интересов граждан, проживающих на определенной территории. Поэтому местное самоуправление как выражение власти народа должно составлять в Грузии одну из основ конституционного строя, что, безусловно, возвысит его правовое и политическое значение.

Однако объем конституционного регулирования местного самоуправления в Грузии весьма "лаконичен" и, на наш взгляд, не раскрывает многовековую традицию грузинского муниципализма. Для этого должна быть разработана и принята соответствующая программа обеспечения правовой основы деятельности регионального самоуправления и создания условий для постепенного перехода к децентрализованному управлению путем передачи региональным властям ряда полномочий и ресурсов. Необходима также и разносторонняя правовая регламентация всех основных направлений самоорганизации жизни территориальных сообществ.

Если Грузия хочет приблизиться к Европейскому сообществу, ей, безусловно, придется учесть те положения, которые закреплены в европейских правовых актах. В частности, речь идет о Европейской хартии самоуправления, а также о декларации Ассамблеи регионов Европы о регионализме. Для Грузии весьма актуально положение Европейской хартии о том, что обеспечение свободы в деятельности органов местного самоуправления должно стать одной из главных целей любого демократического государства, а административный контроль над органами местного самоуправления должен осуществляться только в строго установленных законом случаях.

Только в случае передачи регионам максимально возможных прав можно будет говорить о "межрегиональной консолидации" и устойчивом развитии страны. Очень жаль, что некоторые в политических кругах Грузии в расширении функций и компетенции регионов до сих пор склонны усматривать "процесс углубления сепаратизма".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1755
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1099
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
799
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1082

Другие новости