Несмотря на доброжелательные улыбки, которыми регулярно обмениваются лидеры стран Закавказья, до прочного мира в регионе еще очень далеко.
Превратится ли Южный Кавказ в зону политического и экономического сотрудничества? Эта стратегическая цель вполне достижима. Однако сегодня вооруженные конфликты, противоречивые интересы, накопившийся веками груз взаимных претензий перевешивают, углубляя разделительные линии между Арменией и Грузией и тем более - между Арменией и Азербайджаном. Соседи Армении, страны - участницы Договора о коллективной безопасности (ДКБ), открыто заявляют о намерении войти в зону влияния иных систем международной безопасности, в частности в НАТО. Как только соседние страны сделают еще один решительный шаг в этом направлении, граница, разделяющая конкурирующие блоки и системы безопасности, будет проходить вдоль государственных границ Армении. Вновь, как это не раз случалось в истории Южного Кавказа, интересы трех стран региона войдут в противоречие друг с другом. Если власти Армении останутся в стороне от создания региональных структур (как в сфере безопасности, так и в экономике), такая политика может усугубить раскол.
Сегодня Армения фактически оказалась в партнерском вакууме. Отношения с Россией и странами СНГ держатся в рамках холодной вежливости. И это несмотря на то, что в рамках ДКБ страна уже втянута в сложные военно-политические, конфликтные процессы в Центральной Азии, где у нее нет прямых интересов. Коль скоро ДКБ не удалось послужить стабильности на Южном Кавказе, Армения не должна игнорировать иные из уже существующих систем международной безопасности и те союзы, которые пока существуют в зародыше, но в будущем могут взять на себя важные функции. Такой международной структурой является ГУУАМ (союз Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана, Молдовы). Отношения в стратегическом треугольнике Грузия-Украина-Азербайджан интенсивно развиваются, итоги состоявшейся в Ялте встречи лидеров этих стран показывают, что существуют планы трансформации ГУУАМ не только в экономический союз, но и в систему региональной безопасности. Министр обороны США Рамсфельд прогнозирует этому альянсу светлое будущее, большую заинтересованность проявляет Вышеградская тройка, а президент России заявляет, что ГУУАМ и ЕврАзЭС дополняют СНГ. ГУУАМ пока не может стать альтернативой ДКБ, так как не предусматривает, во всяком случае открыто, военного сотрудничества, но вопросы региональной интеграции в этой структуре успешно решаются.
Власти Армении сейчас не проявляют интереса к новому альянсу, однако я считаю, что членство страны в этой системе региональной кооперации (на первых порах хотя бы в статусе наблюдателя) есть веление времени. В последние годы Ереван оставался вне программ регионального сотрудничества, и это привело к почти полной его изоляции. Еще несколько лет - и последствия подобной недальновидности могут стать необратимыми.
* * *
Конфликты на Южном Кавказе перешли в латентную фазу. В грузинско-абхазском противостоянии этап вооруженного обострения закончился, вероятность возобновления здесь боевых действий минимальна. В течение последних двух лет в Грузии абхазский вопрос даже в самых острых ситуациях не используется как инструмент внутриполитической борьбы. Грузинская политическая элита и общественность готовы искать согласованную и приемлемую для обеих сторон формулу мирного сосуществования. Проблема Аджарии более связана с внутриполитическими противоречиями и усугубляется клановостью и коррупцией. Однако она ни разу не приводила к столкновениям, чреватым кровью. Конфликт в Южной Осетии не имеет явно выраженной геополитической составляющей и не может существенно сказаться на положении Грузии в мире и на ее будущем.
С карабахским конфликтом ситуация иная. Это противостояние превратилось из региональной проблемы в геополитическую.
До 1997 года Армения решила задачу прекращения боевых действий между Азербайджаном и Нагорным Карабахом и намерена была довести политическое урегулирование до необратимого мира и регионального сотрудничества. Азербайджану было навязано перемирие в начатых им боевых действиях. Вокруг Нагорного Карабаха была создана зона безопасности, что, собственно, и послужило толчком к активным мирным переговорам. Мировое сообщество признало проблему как вопрос самоопределения, население НКР могло отстаивать свои интересы, поскольку его лидеры ответственно работали над будущим мирным соглашением. Несмотря на войну в Нагорном Карабахе, в Армении никогда не объявлялось военное положение - напротив, произошли довольно серьезные и эффективные демократические и экономические преобразования.
Но за последние три года нынешние власти Армении трансформировали проблему Нагорного Карабаха в территориальный спор с Азербайджаном, сделав ее составной частью политики "Ай Дата" ("Армянского вопроса"), которая включает в себя и территориальные претензии к соседям. Подтверждением этому является политическая позиция партии "Дашнакцутюн", фактически пришедшей к власти в результате переворота 1998 года. Согласно новой доктрине, Нагорный Карабах должен провозгласить свою независимость на всех находящихся под его контролем территориях. Такой опасной трансформации конфликта способствовали более чем полтора десятка безрезультатных встреч Кочарян-Алиев, а также пассивная позиция властей Нагорного Карабаха.
В результате Нагорный Карабах вытеснен из переговорного процесса, а нынешняя администрация Армении уже говорит о том, что референдум по карабахскому вопросу необходимо проводить в... Армении. Хотя прежде, до прихода к власти в Ереване, те же люди утверждали, что право решения принадлежит населению Карабаха. В течение трех лет власти Армении не упоминали о том, что боевые действия были начаты Азербайджаном.
* * *
Азербайджан и Армения оказались в эпицентре геополитических противоречий. Они все более превращаются в объект манипуляций заинтересованных держав: на непопулярные власти, как оказалось, можно с легкостью давить, можно требовать уступок, используя и слабость.
Уже концептуально обсуждается вопрос ограничения суверенитета Армении над Мегринским коридором, который должен связать Азербайджан с его нахичеваньской частью, и, следовательно, фактической потери Арменией участка границы с Ираном. Армения оказалась в тупиковой ситуации и вынуждена выбирать между плохим и худшим: пойти на соглашение означало бы пожертвовать суверенитетом, отказаться - сделать реальной угрозу возобновления военных действий (что более чем возможно после того, как Гейдар Алиев объявил, что намерен силой решить проблему Нагорного Карабаха). Но при таком развитии событий Армения и реально, и формально будет воюющей стороной, как Нагорный Карабах в предыдущей войне. Во время войны необходимы армия и надежные союзники, а вот последних-то страна сегодня не имеет.
Растеряны, однако, и те преимущества, которые были завоеваны на поле боя. Посредники сегодня ультимативно требуют безоговорочного возврата захваченных территорий. Весной 1998 года Роберт Кочарян заявил, что, если Азербайджан не пойдет на желаемые уступки, Карабах будет объявлен частью Армении. Если, согласно нынешним властям Армении, Нагорный Карабах - спорная территория, то ответ на этот вызов уже получен: в справке государственного департамента США, опубликованной до встречи президентов в Ки-Уэсте, Армения была названа государством-агрессором, а карабахские вооруженные силы - сепаратистскими.
Почему Роберт Кочарян так резко изменил политику Армении? Вся его власть держится на карабахском конфликте. Он занял президентское кресло, манипулируя максималистскими лозунгами. Он называл "пораженческой" политику своих предшественников. Однако сегодня сам имитирует переговоры, обсуждая все что угодно, даже ограничение суверенитета Армении на собственной территории.
Роберт Кочарян объявил себя сторонником так называемого "пакетного" соглашения по урегулированию конфликта. Возможно, потому, что добиться и реализовать его очень трудно, практически невозможно. Международный опыт полон свидетельств подобных несбывшихся надежд. Яркий пример - арабо-израильское соглашение, освященное Нобелевской премией. Этот конфликт до сих пор находится в тяжелой, непредсказуемой фазе боевых действий, с течением времени все более обостряясь. "Пакетное" соглашение может быть сорвано еще и потому, что сторонам крайне трудно принять на себя ответственность за всеобъемлющее, окончательное решение и определиться сразу по всем болезненным вопросам. Даже если выработаны и подписаны лишь принципы всеобъемлющего договора, угроза возобновления боевых действий, как правило, увеличивается, так как каждая сторона трактует принципы "мирного" жизнеустройства по-своему, в свою пользу.
Самый реалистический подход - это поэтапное урегулирование, малыми и большими, иногда асимметричными шагами. Такой подход создаст и элементы доверия, снизит эскалацию напряженности и, что очень важно, резко уменьшит и вероятность возобновления боевых действий. Но сегодня и в Армении, и в Азербайджане с подачи властей все активнее разворачивается так называемая патриотическая пропаганда. Нынешняя администрация Армении через подконтрольные СМИ, партии и общественные организации подхватила тему новых территориальных претензий, военного решения вопроса, принуждения Азербайджана к капитуляции. Власть, которая стремится подписать мирное соглашение, не злоупотребляет подобной пропагандой.
С другой стороны, и в Баку набирает силу кампания, лозунг которой: "Не допустим, чтобы в Азербайджане долее жили армяне, поскольку они являются или могут стать "пятой колонной" и подчинены влияниям Армении, России, Франции, США и других стран".
Для авторитарных режимов Кочаряна и Алиева тянуть с урегулированием карабахского конфликта - означает продлить свое пребывание у власти. Апологетом схожей политики был югославский президент Милошевич, утративший большие территории и принесший многочисленные беды собственному народу и стране...
Отсутствие у властей Армении концепции внешней политики сказывается и на отношениях с Турцией. Заявляя, что эта региональная держава является заинтересованной стороной карабахского конфликта, власти Армении тем не менее отказываются вступать с нею в контакты по вопросу урегулирования. Зато Кочарян назвал основной целью своей внешней политики признание международным сообществом геноцида армян в Османской империи. В результате если раньше прекращение блокады и установление дипломатических отношений с Арменией Турция увязывала с урегулированием проблемы НКР, теперь она имеет собственные причины применения экономических санкций - вопрос признания геноцида. Анкара в открытую требует от Армении отказаться от своего суверенитета над коридором между Азербайджаном и Нахичеванью. Случись такое, регион постигли бы необратимые геополитические перемены. Во всяком случае, Армения лишилась бы одного из четырех соседей - Ирана - и поставила под угрозу собственное существование.
В нынешней ситуации необходимо сделать все, чтобы Южный Кавказ перестал быть эпицентром столкновения геополитических интересов крупных держав. В противном случае страны региона могут оказаться в ситуации подобной той, что имела место в начале XX века, - ситуации, грозящей потерей независимости и новой кровью. Власти и политические силы трех государств должны осознать и попытаться совместно определить и уточнить общие, корпоративные геополитические интересы, имея стратегическую цель - сделать Южный Кавказ единым фактором в геополитике.
Но самостоятельные шаги в урегулировании конфликтов удастся предпринять только в том случае, если в трех республиках начнутся демократические изменения. Или мы сами преодолеем наши внутренние проблемы и тем самым разрешим конфликт, или вместо нас это сделают другие, но уже так, как им выгодно самим...
Для достижения карабахского урегулирования Еревану нужно попытаться преодолеть межблоковую конфронтацию в регионе. Необходимо серьезно рассмотреть возможность членства Армении в ГУУАМ, на первых порах в качестве наблюдателя; ограничить участие Армении в принятии политических решений по Центральной Азии в рамках ДКБ; проводить более сдержанную политику признания геноцида армян в Османской империи; на принципах добрососедства начать политические контакты с Турцией; исходя из собственных стратегических интересов, Армении следует не мешать, а способствовать вхождению Турции в Европейский союз; в отношениях с Грузией иметь в виду, что угроза внутриполитической стабильности этой страны серьезно противоречит национальной безопасности Армении.
Государствам Южного Кавказа необходимо осознать, что у них есть общие политические и экономические интересы. В таком случае этот регион может достичь стабильности, гармоничного развития и стать полноценной частью Европы.