-Михаил Афанасьевич, как получилось, что Белоруссия стала страной-изгоем в международном сообществе? Александр Лукашенко утверждает, что Запад таким образом наказывает Минск за интеграцию с Москвой. Не лукавит ли президент, когда ставит знак равенства между провалами во внешней политике и издержками союза с Россией?
- Вы верно сформулировали суть проблемы. В первые годы после обретения суверенитета была очень четко сбалансирована политическая и экономическая деятельность Белоруссии на международной арене. Но, к сожалению, после прихода к власти Александра Лукашенко стала проводиться односторонняя и конфронтационная внешняя политика. В результате постоянного нарушения Конституции, подмены законодательства декретами и указами, засилья административных методов управления мы получили развал экономики, нищенский уровень жизни, отсутствие основ гражданского общества и изоляцию со стороны Запада. Разве допустимо, чтобы мы, еще очень молодое и небогатое государство, пытались учить Европу и весь мир, как им следует жить? Полагаю, мы должны сами у них учиться. С первых шагов Белоруссии в рыночную экономику к нам пришли иностранные инвестиции и серьезные деловые партнеры. Но монопольная власть всегда заканчивается деградацией экономики, поисками врагов и самоизоляцией. Наша экономика держится на плаву только за счет бартерной торговли с Россией.
Бесследные исчезновения известных политиков, предпринимателей и журналистов, преследования граждан по политическим мотивам породили в стране атмосферу страха и беззакония. Поэтому в целях создания климата доверия и гражданского согласия в период избирательной кампании президент должен незамедлительно освободить всех политических заключенных и снять с них обвинения по якобы уголовным и административным правонарушениям. Особенно недопустимо преследование детей опальных государственных деятелей. Глава государства должен доказать обществу свою непричастность к серии нашумевших исчезновений целого ряда известных лиц и обнародовать результаты расследования этих громких дел. Международная изоляция Белоруссии - не следствие ее союза с Россией, а результат политики Александра Лукашенко.
- В Минске вас считают человеком дела. Добившись успеха на постах мэра, министра и посла, с чего вы начнете обустраивать страну, если станете главой государства?
- Я прагматик и считаю, что наша внешняя и внутренняя политика в первую очередь должны обеспечивать эффективное развитие экономики. К сожалению, за последние годы мы не продвинулись в этом направлении ни на шаг. Без реального развития рыночных отношений, частного бизнеса, либерализации внешней торговли и привлечения инвестиций Белоруссии не выжить. Реформирование нашей экономики надо начинать со снижения налогов до минимума, необходимого для содержания бюджетной сферы, с реализации на деле равенства прав государственного и частного секторов, с создания нового инвестиционного законодательства, с возвращения в страну изгнанных бизнесменов и амнистии их капиталов. Новым властям понадобится год-полтора, чтобы восстановить доверие внутренних и внешних инвесторов, нарастить оборотные капиталы в промышленности, разгрести завалы в сельском хозяйстве. К этому времени перемены к лучшему уже ощутят рядовые граждане: люди станут больше зарабатывать, появятся новые рабочие места.
Необходимо продолжать развивать экономические связи с Россией, делая особый упор на совместные проекты по строительству газопроводов и других транзитных коммуникаций. Мы обязательно должны заниматься и продвижением нашей страны в европейские структуры, Всемирную торговую организацию, ратифицировать соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом, которое было подписано еще в 1995 году.
Наше общество сейчас расколото на противников и сторонников Александра Лукашенко, партии и общественные движения вытеснены из политического процесса, а государство и сфера экономики управляются с помощью административного диктата. Даже профсоюзы пытаются превратить в карманные структуры при администрации президента. Поэтому, в случае победы на выборах, я думаю создать президентский совет, который будет координировать первые шаги Белоруссии к демократии и гражданскому согласию. В него могли бы войти руководители политических партий, а также зарегистрированные кандидаты в президенты. Этот совет должен действовать не на общественных началах, а как официальный государственный орган.
- Как вы оцениваете развитие российско-белорусского союза?
- Я думаю, что в рамках нашего союза больше всего удалась наработка совместных документов, большинство из которых по различным причинам не действует. Я очень рад, что президент России Владимир Путин уже разобрался в том, что интеграции, с одной стороны, мешает популистская демагогия о славянском братстве, а с другой - бумаготворчество бюрократии. Он прагматично работает на результат, а не на идеологию или чьи-то предвыборные амбиции. В рамках такой политики российского президента мы, со своей стороны, должны сделать все, чтобы эффективно заработал Таможенный союз, высшая форма торгово-экономической интеграции наших стран. Когда белорусско-российский союз станет действительно привлекательным для соседних государств, когда они увидят реальные результаты его создания, можно будет говорить о следующем этапе. Сама экономика поставит вопросы политического характера.
- Считалось, что на предстоящих выборах столкнутся действующий президент и радикальная оппозиция. Но неожиданно для всех в политическую борьбу активно включились профсоюзы и так называемая третья сила в лице вас, Леонида Синицына, а первоначально и Натальи Машеровой. Как вы это объясняете?
- Я думаю, что монополия на власть одного человека уже дала толчок массовому протесту. Когда страна, находящаяся в центре Европы, оказывается в международной изоляции - это уже ненормально. Белоруссия остро нуждается в "евроремонте". Критическая масса страха в нашем обществе постепенно преодолевается, и две трети политической, управленческой и профсоюзной элиты выступает за перемены. Люди готовы вступить в цивилизованную борьбу за смену политического курса. Теперь надо сделать все возможное, чтобы на избирательные участки были допущены представители всех кандидатов в президенты, а также российские и иностранные наблюдатели. Необходимо полностью исключить порочную практику тотального контроля за избирательными комиссиями со стороны местных органов исполнительной власти.
- Кого из кандидатов в президенты вы видите в числе своих союзников и планируете ли вступать в какие-либо коалиции?
- Я вижу своим союзником так называемую пятерку в лице Михаила Чигиря, Владимира Гончарика, Семена Домаша, Павла Козловского и Сергея Калякина. Во-первых, нас объединяет общая цель - вывести Белоруссию из авторитаризма. Во-вторых, "пятерка" - это, в основном, прагматики, люди, хорошо зарекомендовавшие себя на государственной службе и имеющие поддержку значительной части электората. Я не сомневаюсь, что мы найдем взаимопонимание и будем выступать единым блоком.
- Что из себя представляют избиратели Михаила Маринича? Каково ваше "электоральное поле"?
- Я рассчитываю на поддержку значительной части государственного аппарата, так как много лет проработал в исполнительной власти. Это очень влиятельная среда. Мой электорат сосредоточен также в сфере промышленности, где меня хорошо знают как бывшего руководителя столицы и министра, а теперь и посла. Я много занимался продвижением за рубеж наших товаров. Латвия при мне стала третьим по величине торговым партнером Белоруссии, маленькая Эстония вошла в первую десятку, а товарооборот с Финляндией вырос в три раза. Поэтому я могу опираться на предприятия-экспортеры, где с моей помощью появились новые рабочие места. Не сомневаюсь, что меня поддержит также научная и творческая интеллигенция, представители малого и среднего бизнеса, жители Минска.
- Вы единственный из кандидатов в президенты, кто поставил на карту свою служебную карьеру. Что вы будете делать в случае победы Александра Лукашенко?
- Если процесс демократизации нашей страны затянется еще на несколько лет, я вместе со своими коллегами продолжу активную политическую деятельность. Но даже при самом неблагоприятном развитии событий Белоруссия будет в сентябре уже немного другой страной. Выборы главы государства - мощный катализатор всех политических процессов.
- Президент Белоруссии уже высказался о вашем участии в предстоящих выборах, публично назвав вас "предателем". Что вы можете ему на это ответить?
- Я бы сказал так: "Господин президент, я честно служил своему Отечеству задолго до того, как вы появились на политической арене. Надеюсь, что буду служить ему и впредь".
Минск