МОЖЕТ показаться странным само существование музея, открытого так далеко от родины великого русского поэта. В самом деле Сергей Есенин приезжал в Туркестан всего раз и пробыл здесь совсем недолго. Стихотворений, посвященных непосредственно Средней Азии, он так и не написал. Правда, в знаменитом поэтическом цикле "Персидские мотивы", где русский поэт предстает учеником великих поэтов Востока, за вымышленной есенинской Персией легко просматривается земля Туркестана, детали, подмеченные Сергеем Александровичем на ташкентских улицах, в чайхане, в узбекских двориках.
Есенин не был ни туристом, ни путешественником - он тянулся к Востоку душой художника, и главная идея ташкентского музея, которой руководствовались его организаторы, - раскрыть связи между литераторами Узбекистана и России на примере творческого освоения великим русским лириком традиций и приемов восточной поэзии.
В ташкентском музее собрано все, имеющее отношение к пребыванию Сергея Есенина на этой земле. А приехал он в столицу Узбекистана 14 мая 1921 г. в гости к своему другу и соратнику по поэтическому цеху - Александру Ширяевцу. Хотя поездка поэта была неофициальной, он много выступал с чтением стихов на вечерах "Студии искусств" в Туркестанской публичной библиотеке, в клубе Красной Армии, перед сеансами в синематографах "Туран" и "Зимняя Хива". Популярность Есенина в Ташкенте была огромной. Настоящую овацию устроила ему публика на поэтическом вечере ташкентского поэта Семена Окова в Доме просвещения имени Луначарского, в котором принял участие и Сергей Александрович. Неповторимый есенинский голос звучал и в домах его друзей - поэтов Александра Ширяевца и Валентина Вольпина, в мастерской художника Александра Волкова, в гостеприимной усадьбе семьи ташкентских интеллигентов Михайловых.
Кратковременное пребывание Есенина в Ташкенте стало важной вехой его творческой биографии. Здесь он вчерне закончил свою драматическую поэму "Пугачев", и она впервые прозвучала перед ташкентцами в авторском исполнении.
Тогда же поэт впервые окунулся в подлинную атмосферу так привлекавшего его Востока. По свидетельствам очевидцев, Есенин буквально пропадал целыми днями в старом городе, любил посидеть с пиалой чая в чайханах Шейхантаура и Урды, хотя так и не научился сидеть "по-узбекски", скрестив ноги. Русского поэта интересовали узбекские стихи, музыка и песни, которые он с удовольствием слушал у своих новых ташкентских знакомых.
Вечером 29 мая 1921 г. Сергей Есенин выехал в Самарканд для знакомства с памятниками среднеазиатской старины, а 3 июня вернулся обратно. Поэт простился с друзьями и затем навсегда уехал из полюбившегося ему Туркестана.
Долгие годы подробности пребывания Есенина на этой земле были практически неизвестны любителям поэзии. Ликвидировать это белое пятно есенинской биографии взялись ташкентские краеведы, коллекционеры, энтузиасты и исследователи творчества Есенина. Помогло и то, что в столице Узбекистана жила и работала дочь поэта - журналистка Татьяна Сергеевна Есенина. Бережно сохранила архив рано умершего Александра Ширяевца его невеста Маргарита Костелова, охотно поделились своими воспоминаниями старые ташкентцы, встречавшиеся с Есениным в 1921 г.
В фондах музея около 3000 экспонатов, в том числе автографы Сергея Есенина, прижизненные издания его произведений, фотографии и ряд личных вещей. Ценные рукописи и редкие документы передали в музей дети поэта и близкие ему люди.
"У Есенина при жизни не было своего дома, - говорит народный поэт Узбекистана Эркин Вахидов, - не имея постоянной крыши над головой, он все время менял местожительство. Но на узбекской земле вот уже двадцать лет есенинский дом есть. Это дом с его постоянной пропиской..."
Ташкент