МЕЖДУНАРОДНЫЙ валютный фонд предоставит Таджикистану кредит в размере 8 млн. долл. Как заявил член совета директоров МВФ Эдуардо Анинат, "стабильный рост ВВП Таджикистана в I квартале, а также снижение инфляционных процессов позволяют надеяться, что сотрудничество фонда с этой страной в рамках глобальной программы МВФ по борьбе с бедностью будет эффективным".
Таджикистан по-прежнему остается страной с самым низким уровнем жизни в СНГ. Как отмечает электронный журнал "Монитор" влиятельного американского политологического фонда "Джеймстаун", фактически основными источниками существования населения республики являются нелегальный труд в России, а также контрабанда наркотиков в бывшую метрополию.
Несмотря на все старания Москвы, поток наркотиков из Афганистана в Таджикистан, а затем в Россию не иссякает. Вряд ли будет преувеличением сказать, что нелегальные переходы афганско-таджикской границы наркокурьерами происходят практически ежедневно. Причем зачастую контрабандисты оказывают российским пограничникам вооруженное сопротивление. Так, на прошлой неделе пограничники обнаружили переправу через реку Пяндж, через которую переходила группа нарушителей. При попытке задержания преступники открыли по наряду огонь из автоматов. Одновременно началась стрельба с афганской территории и со стороны Таджикистана. Пограничникам удалось уничтожить нарушителей; в районе переправы были захвачены четыре мешка наркотиков общим весом около 100 кг.
К сожалению, поймать контрабандистов из Афганистана удается далеко не всегда. Поезд Москва-Душанбе давно уже прозван российскими оперативниками "наркоэкспрессом". Накануне отъезда в Россию наркокурьер проглатывает специальную герметичную упаковку, в которую вложен героин. Проверить желудки всех пассажиров просто нереально. На днях на железнодорожной станции в Астрахани сотрудниками ФСБ из тайников, оборудованных в механических секциях грузового состава, было изъято более 100 кг героина, большое количество опия-сырца, а также партия драгоценных камней. Задержаны пять граждан Таджикистана, подозреваемых в перевозке наркотиков.
Однако если торговля наркотиками не может, по понятным причинам, стать частью официальных доходов государства, то извлекать выгоду из труда гастарбайтеров вполне реально. По крайней мере именно это пытаются сделать таджикские власти. 10 июля в Душанбе премьер-министр Таджикистана Акил Акилов встретился с министром по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации Александром Блохиным. Как заявил Акилов, "трудовая миграция является злободневной темой для Таджикистана". Премьер-министр предложил создать легальный механизм для трудовой сезонной миграции таджиков в Россию. По мнению Акилова, в случае успеха этой инициативы можно создать нормальные условия жизни таджикских сезонных рабочих в России.
Хотя точных данных о том, какое количество таджиков сегодня нелегально работает в России, не существует, можно предположить, что эти гастарбайтеры составляют весьма значительную часть трудоспособного населения республики. Рабочих-таджиков можно встретить практически на любой подмосковной стройке. При этом по сравнению, например, с украинскими "нелегалами" таджики находятся в России в более тяжелых условиях. Предприниматели, специализирующиеся на эксплуатации гастарбайтеров, платят таджику, как правило, меньше, чем нелегалу из европейских республик СНГ. Объясняется это тем, что, в отличие от украинца, обладающего явно неславянской внешностью таджика невозможно выдать за россиянина, и, следовательно, придется давать взятки милиции, чтобы она закрывала глаза на незаконное использование иностранной рабочей силы.
Интересно, что попытки легализировать трудовую миграцию таджиков в Россию Душанбе предпринимал и раньше. Находящийся под эгидой правительства республиканский комитет молодежи подписывает соглашения с российскими предприятиями о поставке рабочей силы, а затем, взяв определенную плату с сезонных рабочих, направляет их для работы в Россию. Основными клиентами комитета являются молодые люди из сельской местности.