В ЯНВАРЕ 2000 года состоялся визит премьер-министра РФ Михаила Касьянова в Турцию, следствием чего стало заинтересованное обсуждение перспектив российско-турецких отношений, принципы которых, по всей видимости, нуждаются в серьезной переоценке. Множество войн, которые велись между нашими двумя странами в течение последних трех веков, холодная война, во время которой Турция была одним из двух членов НАТО, имеющим общую границу с СССР, неоднозначное поведение Анкары в вопросе Чечни - вот тот далеко не благоприятный фон, на котором сегодня развивается весь комплекс взаимоотношений между двумя соседями.
К сказанному следует добавить неурегулированность многих аспектов двусторонних отношений: проблема проливов, демаркация границ, политика Турции относительно тюркоязычных бывших советских республик и субъектов РФ, маршруты трубопроводов, "челночная" торговля и многое другое.
И вот здесь начинаются серьезнейшие проблемы, связанные в первую очередь с вопросами национальной безопасности России, обеспечению и укреплению которой должна служить внешняя политика нашего государства.
После распада Советского Союза тюркоговорящие республики были буквально наводнены турецкими печатными изданиями, в которых активно проводилась мысль о миссионерской роли Турции среди тюркских народов. К примеру, вот цитата из статьи хорошо известного в Турции проф. Орхана Тюркдогана: "Сегодня пять наших братских республик добились независимости. Они - наши братья и по религии, и по нации, у нас одна культура, один язык. Есть наши братья-тюрки и из христиан, например, гагаузы, чуваши и якуты, всего их около 2,5 млн. человек. Для араба, египтянина, пакистанца христианские тюрки, может быть, ничего и не значат. Но с нами их связывает национальный признак, потому что мы принадлежим к одному и тому же роду, нас объединяет культура, основанная на одинаковых ценностях┘ Они наши братья по сути, одной с нами нации, и мы должны работать с ними, способствовать их приобщению к исламу. Чеченистан, Босния и Герцоговина - наши братья по вере, мы их искренне любим, словно они наши братья по нации. Таким образом, тюркизм и исламизм являются теми жизненными принципами, которые всех нас объединяют┘"
Очевидно, что цель была одна: ослабить, расшатать посредством массированной пропаганды сначала Советский Союз, а после - Россию. Анкара использовалась в качестве центра более сильного геополитического притяжения, чем Москва до тех пор, пока внутренние проблемы самой Турции, проявившиеся сначала в победе на выборах исламской, а позднее - националистической партий, не снизили продуктивность этих усилий.
Следует подчеркнуть, что одной из самых серьезных проблем российского и турецкого политического сознания, имеющих характер концептоформирующего фактора, относятся российско-армянско-турецкие отношения. Именно так, в этом сочетании и очередности они фигурируют в общественном сознании. Армения осознавалась и осознается как естественный союзник России в отношениях с Турцией. Исходящая с турецкой стороны опасность для русской политической мысли, в течение многих веков нацеленной на проливы и Константинополь, смягчалась наличием в регионе самой судьбой ей предназначенного для совместной борьбы против турок сначала армянского народа, а теперь уже - армянского государства.
С этой точки зрения весьма актуальным становится событие, о котором 10 июля написала, "Нью-Йорк таймс". Стамбульский корреспондент газеты Дуглас Франц сообщает в своей статье о том, что "группа выдающихся людей из Турции и Армении закончила формирование Комиссии по примирению, целью которой является открытие новой эры во взаимоотношениях между двумя соседними нациями, враждующими уже около ста лет". Сообщаются также имена членов Комиссии по примирению: с турецкой стороны - Илтер Туркмен (бывший министр иностранных дел, считающийся одной из самых ярких фигур политического истеблишмента), Гундуз Актан (бывший посол Турции в ООН в Женеве, ныне являющийся обозревателем "Тюркиш дейли ньюз", человек, близкий к задающим тон в Турции военным кругам), Сади Эргувенч (генерал в отставке), Устун Эргудер (бывший ректор университета Богазчи), Вамик Вулкан (психоаналитик из Вирджинского университета, США), Оздем Санберк (бывший заместитель министра иностранных дел, ныне - директор влиятельного стамбульского тинк-танка ТЕСЕВ); с армянской стороны - Александр Арзуманян (бывший министр иностранных дел, подавший в отставку вместе с Л.Тер-Петросяном, в настоящее время - лидер оппозиционной партии Армянское общенациональное движение), Давид Ованесян (знаток мусульманской культуры и ислама, бывший посол Армении в Сирии), Ван Крикорян (один из виднейших представителей самой влиятельной лоббистской организации американских армян "Арминиен Эссембли", известный юрист) и россиянин Андраник Мигранян (политолог, имеющий репутацию российского державника).
На создание комиссии последовала незамедлительная реакция госдепартамента США, выразившего свое уважение к членам-основателям и заявившего о полной поддержке их деятельности. Вышедшая на следующий день влиятельная турецкая газета "Хурриет" поместила на первой странице статью, посвященную этому событию и озаглавленную "Исторический шаг". Последовали отклики знаменитостей, в том числе лауреатов Нобелевской премии, поддержавших турецко-армянскую Комиссию по примирению.
В то же время в течение всей последней недели не все армянские и турецкие массмедиа отреагировали столь однозначно. Бюро партии АРФ Дашнакцутюн, известной своим крайне радикальным подходом к вопросу армяно-турецких отношений, осудило создание комиссии. Участие Александра Арзуманяна дало возможность прессе, выражающей мнение враждебных бывшему президенту Армении Левону Тер-Петросяну кругов, заявить о том, что он инспирирован "бывшими".
Другой член комиссии, Давид Ованесян, заявил, что недопустимо использовать имеющие важнейшее значение для государства и нации, в том числе и армянской диаспоры, события в сиюминутных целях внутриполитической борьбы. Подобные обвинения "направлены против самого процесса примирения, что недопустимо".
Турецкие националистические и исламистские деятели также расценивают ее создание как "предательство интересов турецкого народа".
Однозначно негативно отреагировали азербайджанские масс-медиа, одна из газет даже пригрозила туркам, что они (т.е. азербайджанцы) не будут больше болеть за турецкий футбольный клуб "Галатасарай".
Столь молниеносная реакция госдепа и ряда американских политиков и общественных деятелей заставляет предполагать, что инициатива создания комиссии принадлежит Соединенным Штатам, рассчитывающим с помощью этого шага достичь двух целей. Во-первых, американская администрация надеется созданием комиссии ослабить усилившееся за последние несколько лет давление армянского лобби, направленное на признание геноцида армян и сохранение 907-й поправки, запрещающей помощь со стороны правительства США Азербайджану и Турции, блокирующим Армению, во-вторых, посредством переговоров между известными и влиятельными людьми с обеих сторон попытаться нащупать взаимоприемлемую основу для компромисса, которая может послужить в дальнейшем в качестве модели в переговорах на официальном уровне.
В новой ситуации, возникшей в поле российско-турецких взаимоотношений, создание данной комиссии следует оценивать весьма положительно.